|
Зарплата «в конвертах»
Владислав Бордеяну
Власть декларирует о том, что борется с зарплатами «в конвертах», а доля теневого сектора почему-то растёт.
Госструктуры в этом обвиняют предпринимателей, а бизнес считает, что к непрозрачности его вынуждает государство. Оказывается, кража миллиарда долларов из трёх банков повлияла даже на способ оплаты труда обычных людей.
Конвертная схема
Нелегальное трудоустройство ведет к печальным последствиям – не только неуплате налогов, но и к неуплате взносов в Национальную компанию медстрахования, Национальную кассу социального страхования, а затем и к минимальной пенсии, а иногда и совсем к ее отсутствию. Статистика гласит, что за первые три месяца 2017 г. зарплату «в конвертах» получали примерно 5% трудоустроенных граждан Молдовы, что вызывает большие сомнения. Чаще всего её выдают тем, кто работает в сельском хозяйстве и торговле. При этом доля теневой экономики в некоторых отраслях в Молдове достигает 82%.
Молодежь, работая вне правового поля и не зная своих прав, сильно рискует. Каким будет пособие во время декретного отпуска, если официальная заработная плата - на уровне минимальной, установленной правительством? С таким доходом на старости лет можно остаться наедине с маленькой пенсией. Кроме того, соглашаясь на зарплату «в конверте», мы, таким образом, создаем опасное наследство - лишаем своих родителей и других пенсионеров достойной пенсии. Но, получая официальную зарплату, работник чаще всего не знает, сколько денег он отдает государству в виде налогов и взносов.
- Что означает отсутствие легальной оплаты труда? - говорит президент клуба деловых людей Timpul, директор ООО «Orvento-Metal Trading Company» Игорь Крапивка. – Если люди не могут показать свои доходы, то они не могут обратиться в банк за кредитом или в лизинговую компанию, чтобы приобрести жилье с использованием ипотечного кредита или купить автомобиль в автосалоне в рассрочку. Это - первый минус. Кроме того, государство не может финансировать социальную сферу. Нам должно быть стыдно за то, как финансово обеспечена старость нашего старшего поколения. Это - большая морально-этическая проблема, которая сказывается на общественном климате и подавляет общество.
От выдачи зарплаты «в конвертах» теряет и работодатель. Для него это означает нестабильность, которая выражается в текучести кадров и отсутствии развития предприятия. Любой предприниматель в такой ситуации не может быть уверен в завтрашнем дне. Создается ситуация, когда бизнесмены задумываются, оставаться ли им в этой стране или нет. От такой нестабильности страдают все.
Статистикой у нас крутят, как кому выгодно. Она далеко не отражает реального положения дел. По моим наблюдениям, примерно 20% бизнеса выдают зарплату официально в силу разных причин, но не потому, что это выгодно. Скорее всего, потому что предприниматель решил действовать легально любой ценой. Может быть, на его предприятии есть контроль лицензионной комиссии, аудита, акционеров, или на предприятии с иностранным капиталом собственники хорошо контролируют бизнес.
Нет диалога
Игорь Крапивка считает, что в условиях нестабильной экономической ситуации, нельзя вывести бизнес из «тени» фискальными, жесткими мерами в отношении хозяйствующих субъектов. Их нужно мотивировать, чтобы предпринимателям было выгодно оплачивать социальные налоги, чтобы в таком случае их бизнес стал более эффективным, меньше отчисляя налогов в удельной цене на единицу продукции/ услуги. А если больше предприятий будут социально ответственными, то и государственный бюджет выиграет.
- Однако ни одно правительство, ни до 2009 г., ни после, не предприняло никаких действий, чтобы снизить нагрузку на фонд оплаты труда, которая сегодня составляет в сумме 57%, - подсчитал собеседник. - Такие налоги почти никто платить не будет. Те, кто платят, идут по пути банкротства. Но нужно обязательно легализовать оплату труда, иначе нормальной экономики не будет. Мы уже 20 лет оттачиваем предложения. В начале этого года мы предложили очередной механизм, но его до сих пор не рассмотрели, ничем не мотивируя. Мы предлагаем вывести бизнес из «тени», и таким образом в 35 раз (!) поднять собираемость в Социальный фонд и фонды ОМС. Однако никто во власти не хочет воспринимать наше обращение всерьез.
Нужно начинать с социальных налогов. А точнее, с общего бремени на фонд заработной платы, потому что именно за эту ниточку нужно тянуть, чтобы вытянуть проблемы, связанные с неэффективной фискальной системой в нашей стране. Это тормозит по цепочке и другие проблемы. Легальный бизнес не может нормально конкурировать с нелегальным. Сегодня борьба идет за 2-3% добавленной стоимости. Если нелегал имеет преимущество в 10-20%, то легальный бизнес уже не конкурентоспособен, - уверен Игорь Краписка.
В том, что нужно снижать налоговое бремя, уверен и председатель ассоциации малого бизнеса Евгений Рошкован: «Все предельно просто. Нужно уменьшить налоги. Дело в том, что фирмы, кроме налога на прибыль, платят еще и социальный налог (23%). Это - большие затраты. Если бы налоги были меньше, было бы больше налогоплательщиков, и государство бы ничего не теряло. И больше людей платили бы в соцфонд. За счет снижения налогов и увеличения количества плательщиков всё бы компенсировалось».
Экономический эксперт Татьяна Ларюшина считает, что бизнес вышел с очень серьезными предложениями через Национальную конфедерацию патронатов. Он предложил относительно поэтапное снижение налогового бремени на фонд оплаты труда по мере раскрытия информации о фонде.
- Такие инициативы нужно приветствовать, обсуждать вместе с деловым сообществом, - полагает эксперт. – Это - хорошая идея, но она выстраивается на доверии между властью и бизнесом. В настоящее время доля неформальной занятости не уменьшается, а увеличивается. И этот процесс будет сложно повернуть вспять до тех пор, пока бизнес не станет больше доверять власти. Не бояться, а именно доверять. Это всё происходит на фоне демографического кризиса, в сочетании с некачественной моделью экономического роста, когда растут экономика по статистике и доходы очень маленькой группы людей.Это та самая ситуация - когда богатые богатеют, а бедные беднеют. Бизнес, в свою очередь, не доверяет власти, и это выражается в оптимизации своих издержек за счет неформальной занятости, что приводит к недостаточной уплате налогов (сборов).
А если усилить репрессию против бизнеса, вместо того чтобы завоевывать доверие, тогда они будут не развивать, а сворачивать деловые проекты. Репрессивными методами государство не сможет очень много вывести в бюджет. Это - не молдавская история, а общепринятая практика. Кроме того, немаловажны хорошо работающие институты государственной власти. Если реформа центральной и публичной власти будет имитироваться, а не проводиться, это опять же усугубит ситуацию, соответственно, подорвет остатки доверия. Бизнес очень пристально следит за реформами, как они проводятся, и какими будут результаты.
Продолжение здесь.
Источник:
- Еще несколько молдаван вернулись домой из Ливана
- В Кишиневе состоится грандиозный концерт Константина Московича, Тамары Гвердцители и группы ABBORN ©
- Правительство усиливает специальную защиту детей от вывоза за границу и незаконного удержания
- В Румынии идет снег: в некоторых местах толщина снежного покрова достигла 20 см
- Объявлено предупреждение о поездках в Болгарию
- В столице прошла сессия в рамках проекта YMCA Digital Media Hub Chisinau ©
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- 1618
- Население:
- 1064 чел.
Хрушова (Hruşova) — село и административный центр одноименной коммуны района Криулень. В состав коммуны также входят села Кетроаса и Чоплень. Хрушова расположено в 24 км от города Криулень и 18 км от Кишинева. По данным переписи 2004 года, в селе проживают 1064 человека. Первое документальное упоминание о селе Хрушова датируется 5 мая 1618 года.
Комментарии
(0)