|
Плюс “одномандатизация” всей страны
На этой неделе законопроект об одномандатной системе выборов был зарегистрирован в парламенте.
Об этом объявил председатель законодательного органа Андриан Канду. Глядя на то, как ловко демократы сейчас проворачивают очередную политическую комбинацию, хочется в духе героя одного известного фильма произнести: “Красиво плывут! Вон та группа в полосатых купальниках”. И хотя уже обозначились очаги сопротивления планам руководства ДПМ (лидер партии Платформа DA Андрей Нэстасе объявил о возобновлении в ближайшее время широкомасштабных протестов), в экспертном сообществе сомневаются в их действенности.
“Смена парадигм”
Многие обратили внимание на то, как резко демократы изменили свою позицию по избирательной системе. Ещё полгода назад, запуская перед президентскими выборами так называемую “реформу политического класса”, руководство ДПМ говорило исключительно о смешанной системе выборов в парламент, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, половина – по одномандатным округам.
“Мы будем ставить на стол этот вопрос – смешанную систему, потому что люди хотят гораздо лучше знать своих кандидатов, людей, за которых они голосуют в качестве депутатов”, - заявил в декабре 2016 г. в эфире одного из телеканалов на тот момент еще председатель Демократической партии Мариан Лупу.
Теперь ДПМ интересует исключительно одномандатная система. Как объявил на днях председатель парламента Андриан Канду, никакого перехода к смешанной системе не будет - “мы будем идти только по одномандатной схеме”.
Политолог Богдан Цырдя выдвинул две гипотезы такой “смене парадигм” у руководства Демократической партии. Гипотеза №1 – борьба между “общим” и “частным”: “Думаю, что Владимир Плахотнюк сейчас борется между двумя альтернативами. С одной стороны, он понимает, что при смешанной системе есть определённый риск пропустить в будущий парламент целый ряд “лишних” и неудобных для себя партий – Платформу DA, партию Майи Санду, ПСРМ, “Нашу партию”. И у ПКРМ есть определённые шансы пройти в парламент, учитывая текущие рейтинги. То есть при смешанной системе у руководства ДПМ присутствует определённый риск потерять большинство. А одномандатная система – это практически гарантированная победа. Это - вторая Гагаузия, где, как мы все помним, на прошлых выборах в Народное собрание, не имея ни одного мандата, ДПМ в итоге обеспечила себе большинство.
С другой стороны, и при одномандатной системе возникают определённые риски, но уже частного характера. При этой системе, имея большие шансы продвинуть в парламент нужных кандидатов и получить парламентское большинство, лично Владимир Плахотнюк может в парламент не пройти. Поэтому сейчас он стоит перед дилеммой: или взять всю власть, при риске самому остаться за бортом, или взять чуть меньше, но пройти в парламент по партийным спискам”.
Гипотеза №2 – ДПМ сейчас так категорично настаивает на одномандатной избирательной системе, чтобы запугать оппонентов и вынудить их в качестве компромисса согласиться на смешанную избирательную систему.
“Как мы видим, сейчас идёт активная промывка мозгов – как внутри страны, так и за её пределами, – объясняет Богдан Цырдя. - Избирателям говорят, что нынешний парламент состоит, как выразился Андриан Канду, из “токсичных” депутатов, людей, которым нет дела до нужд и чаяний своих избирателей, а вот одномандатная система приблизит политический класс к народу. Граждане смогут контролировать политиков, диаспора получит своих депутатов, а если какой-то народный избранник разочарует избирателей, его можно будет отозвать.
Зарубежным партнёрам в Европарламенте, западных посольствах представители ДПМ говорят, что действующая пропорциональная система выборов обеспечит на будущих парламентских выборах победу пророссийских сил, а это - приход Путина, усиление влияния России на Республику Молдова и так далее. Как пример: недавно группа наших депутатов побывала во Франции. И, как рассказывали коллеги, общаясь с заместителем министра иностранных дел этой страны, представительница Демпартии прямым текстом заявила ему, что если будет сохранена пропорциональная избирательная система, на будущих парламентских выборах победят социалисты. И влияние России на Молдову укрепится. То есть демократы, добиваясь своей цели по изменению избирательной системы и сохранению своей власти, активно используют примитивную аргументацию, которая, тем не менее, срабатывает во всех канцеляриях – и в Бухаресте, и в Брюсселе, и в Берлине”.
По мнению Богдана Цырди, результатом этой “масштабной идеологической обработки” станет то, что общественное мнение и позиция зарубежных партнёров будут на стороне ДПМ. Защитить пропорциональную избирательную систему протестная оппозиция уже не сможет – демократы обвинят своих политических противников в том, что их интересуют исключительно депутатские мандаты, и они не хотят нести ответственности перед народом. В итоге протестной оппозиции придётся согласиться на смешанную избирательную систему – в качестве компромисса, чтобы не допустить перехода к одномандатной системе выборов.
Цугцванг для оппонентов
Владимир Плахотнюк давно доказал, что является мастером политических многоходовок. Это стало очевидным ещё в 2013 г., когда он, находясь, казалось бы, в заведомо проигрышной ситуации (случились скандал с убийством предпринимателя Сорина Пачу на “царской охоте”, отставка “карманного” генпрокурора Валерия Зубко, демонстративный выход ЛДПМ из соглашения о создании “Альянса за евроинтеграцию-2”, совместные действия против ДПМ в парламенте либерал-демократов и коммунистов, угроза досрочных выборов), ювелирно переиграл попытавшегося перетянуть на себя коалиционное “одеяло” Владимира Филата.
Причем, выстраивая свои политические комбинации, председатель Демократической партии, его аналитики и медиа-империя успешно используют против политических оппонентов их же собственные наработки и требования. Этот тактический приём называется приёмом бумеранга или возвратного удара.
Приём “возвратного удара”, когда доводы оппонента обращаются против него самого, активно используются Демпартией и сейчас. В начале марта «правая» оппозиция в лице Либерально-демократической партии, партии “Действие и солидарность” и партии “Платформа достоинство и правда” выступили с совместным заявлением. Лидеры этих политформирований Виорел Чиботару, Майя Санду и Андрей Нэстасе раскритиковали намерения “действующего режима” изменить избирательную систему, чтобы удержаться у власти, “избежать политической смерти и ответственности за совершённые действия”, а также сколотить в будущем парламенте большинство "путём мошенничества, подкупа и шантажа".
“Нет!” одномандатной избирательной системе сказал и президент Игорь Додон, заявив, что ни за что не подпишет указ о промульгации соответствующего закона, даже если так решит парламент. В ответ приближённые к ДПМ средства массовой информации напомнили противникам изменения избирательной системы, а заодно и электорату, что ещё в 2008 г. Либерально-демократическая партия собрала более 240 тыс. подписей граждан в поддержку проведения всенародного референдума о переходе на смешанную систему выборов депутатов и возврате к всенародным выборам главы государства. А в 2011 г. идея о введении смешанной избирательной системы вошла в политическую программу ЛДПМ.
Нынешний лидер либерал-демократов Виорел Чиботару в 2013 г., выступая как политический аналитик, “твёрдо высказывался за голосование по одномандатным округам. Он настаивал, что это позволит попасть в парламент людям, не зависимым от партийных интересов”.
Изменения избирательной системы на своих протестных митингах 2015-2016 гг. требовала и Платформа “Достоинство и правда”. “Народ должен избирать не только президента, но и депутатов по округам. Тех, кто попадёт в парламент и забудет о народе, мы сможем отозвать и выбрать других. Кто за?”, - говорил гражданский активист Валерий Паша на протестном митинге в январе 2016 г.
Пункт об изменении избирательной системы содержится и в политической программе Партии социалистов. “ПСРМ – за реорганизацию парламента Молдовы. Партия социалистов инициирует изменение законодательства о выборах в парламент. Мы выступаем за избрание 50% депутатов по одномандатным округам и снижение порога для прохождения партий в парламент до 4%”, - говорится в главном политическом документе социалистов.
“Это чисто тактический ход – сначала вбросить идею об одномандатной избирательной системе, а потом педалировать на то, что у оппонентов - тех же социалистов или либерал-демократов изменение избирательной системы прописано в программных документах, - считает политический аналитик Виктор Чобану. - Правда, в виде смешанной избирательной системы, но раз ЛДПМ и ПСРМ в своих программах настаивают на смешанной системе – будет им смешанная система, как компромиссный вариант. То есть, по сути, либерал-демократы и социалисты сейчас оказались в ловушке, выступая против инициативы изменить избирательную систему. Они не только выступают против заведомо привлекательной для электората идеи иметь собственных депутатов в парламенте, влиять на них и иметь возможность их оттуда отозвать, но и против собственных программных принципов. Так что, напоминая оппозиции о содержании политических программ, по сути, её принуждают к компромиссу в виде смешанной избирательной системы”.
Очаги сопротивления
Для большинства политических партий Республики Молдова переход к одномандатной системе выборов - смерти подобен. Для «правой» оппозиции более крупного калибра (Платформа DA, PAS Майи Санду) он является отсрочкой смертного приговора: в будущий парламент их представители, конечно же, пройдут, но что они там будут делать? С социалистами они не состыкуются по идеологическим причинам, а сотрудничество с демократами будет расценено избирателями как пособничество “режиму”. К тому же есть возможность с помощью Центризбиркома и судов “минимизировать” прохождение в парламент неудобных кандидатов – для этого нужно всего лишь признать результаты выборов по тому или иному одномандатному округу недействительными (а при желании повод всегда можно найти), отсечь не нужных кандидатов, и провести перевыборы.
Смешанная избирательная система тоже несёт в себе целый ряд проблем – как политических, так и организационных. По словам Виктора Чобану, всё это лишено смысла без проведения административно-территориальной реформы. Но у руководства Демпартии сейчас одна цель – обеспечить парламентское большинство после парламентских выборов и сохранить власть, всё остальное вторично.
У противников идеи укрепления позиций существующего руководства страной, как минимум, ещё на 10 лет есть два пути для сопротивления. Первый – парламентский.
Фракция ДПМ после недавнего “укрупнения” насчитывает 34 депутата. 24 парламентария от ПСРМ, 7 депутатов-коммунистов, 9 либерал-демократов плюс 13 либералов (Михай Гимпу уже заявил, что ЛП категорически против одномандатной системы, а смешанную систему, по его мнению, в Молдове реализовать невозможно) теоретически могут составить “протестное” парламентское большинство и стать “очагом сопротивления” намерению провести через парламент законопроект об изменении избирательной системы.
Однако в экспертном сообществе в перспективность такого союза не верят. По социальным сетям уже ходит список из 53 депутатов, которые якобы готовы голосовать за “одномандатный проект”. В этом перечне фигурируют депутаты от ДПМ, независимые парламентарии, включая “группу Лянкэ”, а также либерал-демократы Лилиана Палихович и Ангел Агаке, и пока ещё либералы Владимир Чернат и Артур Гутюм (ранее Анатол Шалару заявил, что эти парламентарии выйдут из ЛП и войдут в его новую партию).
“Ни одна из парламентских фракций или групп, лидеры которых выступают против перехода к выборам в одномандатных округах, не является настолько сплоченным организмом, чтобы сработал “инстинкт самосохранения”, и они смогли бы объединиться, чтобы противостоять этой инициативе, - заявил noi.md политолог Виктор Жосу, - Нынешний парламент, если уж на то пошло, вообще утратил последние остатки легитимности ещё более года назад, когда с нарушением Конституции назначал “ночное правительство”. По сути, он представляет собой сборище случайных людей с депутатскими удостоверениями в кармане. Нетрудно предположить, что из этих аморфных группировок легко выдернуть недостающее число голосов, и инициатива о смене избирательной системы будет проголосована”.
Пойдёт ли народ на протесты?
Второй путь сопротивления намерению изменить избирательную систему – возобновление массовых акций протеста и воссоединение протестной оппозиции.
Однако в экспертном сообществе и в этом случае настроены скептически. “Конечно, идея о переходе к одномандатной системе на какой-то период может стать катализатором для возобновления и роста протестного движения, но на Западе сейчас есть понимание того, что нужно предпринять всё возможное, чтобы удержать власть в Молдове в нынешних руках – сыграла свою роль пресловутая страшилка про “русские танки”. Поэтому, уверен, что западные партнёры опять вмешаются и укажут Санду и Нэстасе, где их место. Так что если протесты и будут, то вряд ли разрастутся до тех, что были в 2015 г., и к чему-то приведут ”, - считает Богдан Цырдя.
Виктор Чобану тоже не видит перспективы в возобновлении и росте протестного движения: “Во-первых, после того, как массовые протесты 2015 и 2016 гг. ни к чему не привели, протестное настроение у населения выдохлось. Во-вторых, у лидеров протестной оппозиции могут возникнуть определённые трудности с тем, как упаковать свой посыл к народу и выстроить логику протеста. Ведь они, по сути, выступают против заведомо привлекательной для населения идеи иметь в парламенте своих депутатов, влиять на принятие решений в законодательном органе и иметь возможность отзывать парламентариев. А демократы будут активно на этом играть”.
Виктор Жосу полагает, что протестной оппозиции в Молдове сегодня вообще не существует: “Есть люди, которые участвовали в массовых протестах год назад, но пока не видно, чтобы они были готовы их возобновить. Попытки организовать протесты против инициативы об изменении избирательной системы, скорее всего, будут, но у меня большие сомнения, что народ массово на них выйдет. В том числе и потому, что в народе ещё сохраняется разочарование от безрезультатности прошлогодних протестов. Хотя массовые протесты – это такое социальное явление, которое предсказывать не имеет смысла. Для меня этот вопрос всегда остаётся открытым”.
Источник:
- Голосование диаспоры: запретить или отрегулировать?
- Еще несколько молдаван вернулись домой из Ливана
- В Кишиневе состоится грандиозный концерт Константина Московича, Тамары Гвердцители и группы ABBORN ©
- Правительство усиливает специальную защиту детей от вывоза за границу и незаконного удержания
- В Румынии идет снег: в некоторых местах толщина снежного покрова достигла 20 см
- Объявлено предупреждение о поездках в Болгарию
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- 1806
- Население:
- 2498 чел.
Кириет-Лунга (Chiriet-Lunga) – село и коммуна АТО Гагаузия. Кириет-Лунга – единственное село в составе одноименной коммуны. Село расположено на расстоянии 27 км от муниципия Комрат и 113 км от муниципия Кишинэу. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 2498 человек. Село Кириет-Лунга было впервые засвидетельствовано документально в 1806 году.
Комментарии
(0)