|
Константин Кожан – потомственный скорняк (Фото, Видео)
На юге нашей страны всегда занимались ремеслами, связанными с разведением овец. В этой зоне и сегодня есть мастера, которые обрабатывают шкуры и шьют из них тулупы, жилеты и шапки. Один из таких мастеров – Константин Кожан из села Колибашь – унаследовал это занятие от своего отца.
Жена Константина Кожана, Елена, тоже мастерица, она работает вместе с мужем над созданием кожаных и меховых изделий.
У Константина Кожана есть колодка, унаследованная от отца, а тот, в свою очередь, получил ее от своего наставника, когда закончился период его ученичества, то есть восемьдесят лет назад: «Восемьдесят лет этой колодке. И если восемьдесят лет назад шапки шили так, то и я как потомок старого скорняка иду тем же путем, шью их таким же образом».
Он показал нам и скорняжную иглу, которая имеет три грани, поэтому ею легче проткнуть кожу. В советское время такие скорняжные иглы невозможно было найти в продаже. «Многие сейчас называют себя скорняками, говорят, что они знают скорняжное дело, но если дать им в руки иглу и наперсток, то по тому, как он ими владеет, можно понять, если этот человек настоящий мастер или нет...»
В ремесле первая вещь, которой учат – держать наперсток. Константин Кожан рассказывает, что отец учил его шить с наперстком, привязанным к пальцу. «Когда учеников было много, скажем 6-7 человек, они сидели тесно друг к другу. Я шил не очень внимательно, отводил иглу в сторону. А отец, если видел такое, давал мне подзатыльник и объяснял, что игла должна проходить мимо уха, чтобы не мешать тем, кто сидит рядом. И часто мой отец касался иглой уха».
Константин Кожан берет шкуры у знакомых овцеводов. Использует цигейку из южных районов, но и каракуль от породы овец, которую разводят на севере Молдовы.
Мастер рассказывает, что его отец обрабатывал шкуры не химическими средствами, как делают сегодня, а борщом из отрубей с добавлением разных корений, например, корня ивы. Но чаще всего он использовал пшеничные отруби. Шкура получалась очень мягкая и эластичная, но на нее плохо влияла влажность, и в пасмурную погоду шкура сжималась («впитывала воду», как говорит Константин Кожан).
Константин Кожан пояснил, что по тому, как мужчина носил шапку, можно было узнать, женат он или нет?
Неженатые мужчины надевали шапку набекрень, а после вступления в брак уже носили шапку прямо. Когда молодые соединяли свои судьбы, они венчались в церкви. Жених шел в церковь в шапке набекрень. После венчания посаженная мать надевала ему шапку на голову и говорила: «Теперь, сынок, будь добр заботиться о семье и носить шапку так. Чтобы я не слышала, что ты носишь ее набекрень, смотри, какие у меня ногти».
Изделия мастера покупают разные люди, «от владыки до опинки», как говорит сам Константин Кожан. Люди покупают одежду для танцевальных ансамблей, для театральных спектаклей, но и для ежедневной носки.
Источник:
- Еще несколько молдаван вернулись домой из Ливана
- В Кишиневе состоится грандиозный концерт Константина Московича, Тамары Гвердцители и группы ABBORN ©
- Правительство усиливает специальную защиту детей от вывоза за границу и незаконного удержания
- В Румынии идет снег: в некоторых местах толщина снежного покрова достигла 20 см
- Объявлено предупреждение о поездках в Болгарию
- В столице прошла сессия в рамках проекта YMCA Digital Media Hub Chisinau ©
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- XIX в.
- Население:
- 2709 чел.
Антонешть (Antoneşti) — село в районе Штефан-Водэ. Это единственный населенный пункт в составе одноименной коммуны. Село Антонешть расположено в 7 км от города и 114 км от Кишинева. По данным переписи 2004 года, в селе проживают 2709 человек. Селение Антонешть было основано в XIX веке.
Комментарии
(0)