|
Фото: onu.edu.ua |
Бурная история Молдавского княжества – это история денег
О чем рассказывают клады средневековых молдавских монет, найденные археологами? О времени, когда формировалось молдавское государство, о том, как оно развивалось, как стало зоной стабильности на пути с Запада на Восток и почему претендовало на верховенство в православном мире. Об извилистых маршрутах молдавских монет в интервью главному редактору NOI.md Ирине Астаховой рассказал доктор исторических наук Николай Руссев.
- Когда начали чеканить первые молдавские монеты?
- Монеты появляются там и тогда, когда в них возникает потребность. То есть, когда общество созревает до того уровня, что оно уже не может жить без товарно-денежных отношений, а натуральный обмен уже не удовлетворяет потребности данной страны. В Молдове это произошло в последней трети XIV века, вследствие геополитических перемен, происходивших в связи с распадом Золотой Орды и другими историческими процессами.
Молдова возникает, по летописной версии, в 1359 году, а уже лет через 40 она достигает своих исторических пределов: на востоке – Днестра, на юго-востоке – Черного моря, на юго-западе – реки Дунай. С запада эту территорию ограничивает Карпатский хребет. И вот эта территория оказалась очень интересной для некоторых стран Центральной и даже Западной Европы.
Дело в том, что Европа всегда интересовалась Востоком и его товарами. Прежде всего, это были предметы роскоши, которыми пользовалась знать. И на протяжении достаточно долгого времени – по крайней мере, 100 лет – торговую связь с Востоком можно было осуществлять только через Золотую Орду.
Действительно, в XIII и до середины XIV века торговый путь был очень четко организован. Через современную Польшу со стороны современной Бельгии двигались караваны, проходили через современный Краков, а затем спускались к Черному морю по территории современной Украины – тогда это была Золотая Орда.
Но Золотая Орда распалась, превратилась в много мелких, дерущихся между собой «ханств». Естественно, когда происходит такая неразбериха, торговля замирает. Но на окраинах бывших владений Золотой Орды появляются новые хозяева. В том числе образовалось Молдавское княжество. По сути, Молдавское княжество создало на западной окраине Золотой Орды новый регион стабильности – политической и экономической.
И торговый путь сдвинулся – по одной причине – купцы пошли новым безопасным маршрутом - через Молдову. Выходя в район Белгорода, они затем то ли по морю плыли, то ли шли вдоль берега на восток. Вот, собственно говоря, предпосылки создания молдавской денежной единицы, - когда появляются новые возможности не только у купцов, осуществлявших международную связь Востока с Западом, но и у самой Молдовы.
Молдова стала зоной транзитной торговли. И, естественно, в этих условиях богатело, прежде всего, государство в лице господаря, поскольку он осуществлял контроль, обеспечивал безопасность, взимал пошлины, получал право первым прикоснуться к товару и выбрать, что ему нужно.
Сохранились сведения, например, о том, что из Венгрии, где в Трансильвании были великолепные серебряные руды, еще и с примесью золота, везли так называемое серебро сжежено, то есть сплавленное кусками. И это серебро молдавский господарь разрешал продавать, при условии, если он все сам и купит. Если ему не надо будет, тогда везите дальше.
Но, одно дело просто взимать пошлины, а другое дело – завести еще и внутреннее денежное обращение. Для этого надо те же монеты, которые собирались в виде пошлин разных эмитентов, разных государств, - перечеканивать в свою монету и пускать по своему курсу. Собственное денежное производство создавало предпосылки для внутреннего денежного обращения, потому что теперь господарь все, что покупал, мог продавать еще и своим боярам.
Естественно, появились очень большие возможности для развития торговли в этом регионе. Внутренняя торговля была слабее развита, чем транзитная, и, возможно, она достигла своего расцвета к началу XV века именно благодаря транзитной торговле. В это время сложился так называемый молдавский торговый путь, или по-латыни Via Valahica, а обратно – Via Tatarica. И по этому маршруту возникали точки торговли.
Не надо забывать, что в Молдове, особенно на северо-западе, существовали города, которые сформировались еще до того, как появляется сама Молдова. Эти города развивались, в основном, за счет иностранцев, в первую очередь, немцев. На юге Белгород, Килия, потом Старый Орхей - эти города существовали еще при татарах.
Но татары – это была политическая власть, а реально торговлей занимались, прежде всего, греки, особенно в приморской зоне. В это время греки владеют, как и сегодня, большей частью мирового торгового флота. Благодаря грекам, появилась возможность развивать связи Молдовы с Константинополем и другими греческими городами вокруг всего Черного моря. В частности, с Трапезундом, это уже территория Малой Азии. В итоге Молдова получает возможность широкой международной торговли и вовлекает в нее представителей разных стран и наций.
- Кто чеканил первые молдавские монеты?
- Первые молдавские монеты чеканили высококлассные ювелиры, приехавшие из-за пределов княжества. Есть, по крайней мере, две версии: по одной, это были армяне, по другой - немцы. Или может быть и те, и другие. Самое интересное то, что абсолютное большинство молдавских документов, за небольшим исключением, написаны на кирилице, а все молдавские монеты отчеканены на латинице, там латинские надписи. О чем это говорит? Что монеты чеканилось таким образом, чтобы их могли прочесть торговцы, которые, по сути, выступали в роли иностранных инвесторов средневековой Молдовы.
- То есть, как и сегодня, расчет был на иностранных инвесторов?
- Ну да, торговец приезжал торговать, как сегодня американец или европеец приезжает к нам с валютой. А мы говорим: нет, будешь здесь торговать, но за леи. Кстати, монеты молдавские назывались «гроши».
- Как произошло это название?
- Одни говорят, что оно польского, славянского происхождения, другие считают, что слово «гроши» произошло от латинского – grosso, или гросу (мд) – толстый. То есть, это относительно тяжеловесная монета, каждая весила грамм-полтора, до двух грамм.
Кроме того, есть такой феномен и сейчас: когда мы заходим в маршрутку и достаем деньги, если у нас достаточно много денег по лею, мы выбираем более рваные и отдаем их водителю. В то время монеты были разные по весу. И люди старались те, что полегче, сбыть с рук, а те, что потяжелее, оставить. Потому что это было серебро, деньги принимали по весу. Все это имело смысл: себе оставляли более «толстые» монеты.
И вот эти монеты стали чеканиться в достаточно большом количестве.
- Есть хотя бы примерное представление о том, какое это было «достаточно большое» количество?
- Сотни тысяч.
- В год?
- Мы не знаем. Все предельно просто. Вы едете в какую-то страну и у вас есть иностранная валюта. Сколько денег вы потратите? Все зависит от ваших аппетитов, от возможностей, от цен. Дело было так: часто приезжал купец, ему говорили – давай твои монеты, мы их поменяем. А часто было и так: давай свои монеты, отнесем мастеру, он их перельет. Из 200 этих монет три оставляли государству.
Известен клад молдавских монет конца XIV века, который насчитывает несколько тысяч монет.
- А какова география кладов молдавских монет?
- Предельно простая: вокруг города Сучава - это бывшая столица княжества, в районе Тулчи, вокруг и в самом Белгороде, а также в дельте Дуная. Туда устремлялись купцы с деньгами. Но там, куда они устремлялись, их и стерегли. В то время банков не было, по крайней мере, в Молдове, и самым надежным местом, куда можно было прятать монеты, была земля. И чем больше люди прятали деньги в землю, тем больше они надеялись вернуться и найти их. Но, по-видимому, не все могли вернуться. Поэтому клады обнаруживают сегодня через несколько сотен лет.
- Почему мы говорим лишь о молдавских монетах конца XIV - начала XVI века?
- Конец XIV - начало XVI века - это период, когда чеканились молдавские монеты. До этого периода не было самой Молдовы. А после чеканка происходила от случая к случаю, потому что уже не было смысла. Во-первых, Молдова попала под власть турок, и можно было турецкими монетами платить. Во-вторых, поскольку товарная масса изымалась принудительно, то деньги вообще не нужны были. Происходит полный упадок торговли, а в какой-то момент и прекращение чеканки монет.
Хотя были случаи разные и даже анекдотичные - например, в XVI веке в Молдове начали чеканить фальшивые монеты государств, причем тех, которые находятся в Прибалтике, а пускали в оборот здесь. Турки на это смотрели сквозь пальцы, поскольку это подрывало экономику прибалтийских стран. Но потом это стало настолько губительно, что турки запретили это делать.
- В начале этого года в СМИ прошла информация о том, что молдавские археологи обнаружили на юго-западе Крыма 15 средневековых молдавских монет конца XIV - начала XVI вв. Как они туда попали, по-Вашему?
- Тут все просто. Есть смысл взять книгу писатели Анатолия Когана «Мангупская княжна», где описаны связи Молдовы с Крымом. В то время в Крыму находилось небольшое государство, так называемое Мангупское княжество, или правильнее - Феодоро. Это было греческое княжество, связанное с Трапезундской имерией. А Трапезундская империя, в свою очередь, была частью Византийской империи.
На территории Крыма это государство, хоть и небольшое, но играло чрезвычайно важную роль, в силу своих связей со всем Причерноморьем и даже Средиземноморьем. Плюс еще связи с христианскими народами Кавказа, так называемыми черкесами.
Юг Молдовы тоже был греческим. Та территория средневековой Молдовы, которая сегодня находится на Украине, - узкая полоска от Килии до Белгорода вдоль моря, - была в руках византийцев и греков. Причем они здесь жили довольно долго и создавали некое подобие государства, которое было связано с Византией. Известно, что эта территория называлась по-гречески Параталасия, то есть Приморье.
И естественно, что греки поддерживали отношения с греками по всему Причерноморью. А самые близкие молдаванам греки были в Крыму. Вот вам и связи, прежде всего, чисто торговые. Греки были в то время международными извозчиками, предоставляя свои корабли для всевозможных товаров.
Сохранились, например, записи монахов, которые шли из России в Иерусалим, на Афон, причем они шли с Севера, выходили на Белгород, там нанимали корабль или находили корабль, на котором они могли доплыть до нужной точки, и отправлялись дальше.
Эти пути были очень развиты. Мы себе слабо представляем людей того времени. Нам кажется, что если не было самолетов, то люди уже и не общались. На самом деле они преодолевали огромные расстояния и точно знали, для чего они это делают. Потому что это приносило выгоду. Если речь шла о торговле, то торговали всем, в том числе и самими монетами.
Например, известен случай, это первая половина 15 века, когда вдруг из Белгорода в Константинополь вывозят молдавские монеты. Случилось так, что в условиях кризиса монеты настолько обесценились, что металл, из которого их сделали, стал дороже, чем их покупательная способность. И тут же эти деньги изъяли и продали в Константинополь.
- На переплавку?
- Это неважно, монеты - это металл, который можно использовать. Кстати, я могу вам напомнить ситуацию, когда в самом конце советской власти вдруг из обращения исчезли монеты. Мне это казалось странным, на что их можно потратить, это же не серебро даже. Один из путей нашел – набойки из монет делали на каблуки женские, дырочки просверлил – и все, моментально. Набойки тогда стоили дороже, чем монеты.
Если говорить о путях распространения средневековых молдавских монет, то вспомним несколько известных исторических фактов. Во времена Александра Доброго, если мне не изменяет память, в 1424 году, византийский император совершил круиз по Западной Европе. Для чего? Тогда уже турки наступали на Византию, оставалось лет 30 до падения Константинополя, и византийский император пытался пойти на уступки Папы Римского, признать его господство - при условии, что тот соберет крестовый поход и спасет Византию.
Нам известно, что он начал свой круиз в Италии, отправился в Германию, а закончил в Молдове. То есть по Дунаю спустился на корабле, посетил Килию и Белгород. Конечно, его торжественно встречали. Конечно, с ним была свита. Всегда купцы, дипломатические миссии с собой везли товары и, по ситуации, меняли, дарили, продавали. Какие-то молдавские монеты могли быть вывезены этой миссией.
Далее, мы знаем, к примеру, что в княжестве Феодоро происходила внутренняя борьба, там сформировались группировки, и иногда те, кто терпел поражение, бежали в Молдову. Скажем, в 40-е годы XV века был такой Алексей, царевич мангупский из княжества Феодора. И сохранилось несколько документов, очень любопытных.
В своей переписке с ним посол Венеции в Константинополе пишет: «Я слышал, что ты приболел, влажный воздух влияет на здоровье, поэтому прошу тебя - много не ешь и не пей. Потому что когда люди много едят и много пьют – они много спят и, не двигаясь, они вдыхают влажный воздух. Больше двигайся и ты выздоровеешь очень быстро».
А дальше он пишет: «Спасибо, что ты прислал шкуры животных. Я слышал, что у вас там падеж скота в Крыму. Пускай присылают шкуры, я их здесь продам». И пишет, за какую цену шкуры могут пойти.
И наконец: «Ты меня просишь прислать отравленные конфеты. Я понимаю, что ты их будешь использовать против неверных. Но и ты пойми, что эти конфеты находятся под контролем властей, и они неохотно их дают. Но я все-таки попытаюсь достать, правда, не конфетки, а засахаренные орешки. Средство испробованное, зато все пройдет».
Я бы не стал так долго рассказывать об этом Алексее, если бы он не был ближайшим родственником Штефана чел Маре. В 1471-72 году, осенью, Штефан женится в очередной раз. И ему привозят мангупскую княжну из Крыма - черкешенку Марию. Сохранился ее образ, вышитый на погребальном саване, она там изображена с восточными чертами.
Интересно другое – почему женится на ней Штефан. Дело в том, что она являлась прямым отпрыском византийского императора. А в это время Византия пала, и взять ее в жены значило получить какие-то номинальные права возглавить византийский престол и возглавить весь православный мир.
В то же время, как сегодня сказали бы, готовился другой «проект», который подталкивает сам Папа Римский. А суть его заключалась в том, что они хотели выдать племянницу последнего византийского императора Софию Палеолог замуж за русского великого князя Ивана Третьего. Кстати, замужем за сыном Ивана Третьего была Елена, дочь Штефана. Но это позже будет.
А вот сейчас получается, что два правителя, оба православных, ищут возможности, и, по крайней мере, так получается, стать полноправными претендентами на византийский престол. Причем, Папа прямо пишет Ивану Третьему, что «как только ты женишься на Софии Палеолог, ты получаешь право на Византию и Константинополь. Но тебе надо ее завоевать». То есть у турок забрать. И Иван Третий женится на ней.
Но Штефан женится на два месяца раньше. И огромное количество людей движется то в одну сторону, то в другую. Караван невест - это сотни людей. И эти люди везут с собой и деньги, и вещи. Естественно, деньги надо где-то прятать. И вот кто-то, допустим, и положил эти 15 монет под камушек, а потом погиб. И через сотни лет эти монеты нашли.
Крым, как некое независимое явление, просуществовал до 1475 года, когда турки его завоевали. Суть в том, что Молдова с конца XIV - начала XV веков и, по крайней мере, до конца жизни Штефана, была связана с Крымом. Это был ближайший сосед Молдавского княжества. Более того, когда там появилось Крымское ханство, – с соседями надо контактировать, - с ним тоже возникали связи.
Следует отметить, что монеты имели не только экономическую, но и политическую, то есть прокламативную функцию. Их задача была - заявить о приходе к власти очередного правителя. Приходя к власти, он начинал чеканить монеты со своим именем, а в некоторых частях Молдовы - со своим портретом. К примеру, в 1573 году, через 50 лет после того, как Молдова прекратила собственную чеканку, власть получил, благодаря подкупам, богатый человек, знаменитый наш Ион Лютый. А затем он выступил против турок. И одним из первых его деяний была чеканка собственной монеты, на который был изображен его профиль в шапке и надпись: «Отец Молдовы». Вряд ли эти монеты имели значение денег. Но они имели символическое значение - вот кто у нас сейчас правит.
Бурная история развития государств – еще и история денег. Деньги путешествуют вместе с людьми и сами люди не в силах проследить их пусть. Но через много веков, находя старинные монеты, мы узнаем больше об истории людей и государств, в которых они жили.
Источник:
- Еще несколько молдаван вернулись домой из Ливана
- В Кишиневе состоится грандиозный концерт Константина Московича, Тамары Гвердцители и группы ABBORN ©
- Правительство усиливает специальную защиту детей от вывоза за границу и незаконного удержания
- В Румынии идет снег: в некоторых местах толщина снежного покрова достигла 20 см
- Объявлено предупреждение о поездках в Болгарию
- В столице прошла сессия в рамках проекта YMCA Digital Media Hub Chisinau ©
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- 1946
- Население:
- 254 чел.
Флоричика (Floricica) – село в составе коммуны Еникёй Кантемирского района. Село расположено на расстоянии 39 км от города Кантемир и 144 км от муниципия Кишинэу. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 254 человека. Село Флоричика было основано в 1946 году.
Комментарии
(0)