|
Молдавский господарь, убитый за то, что не захотел уступить Буковину
252 года назад, 23 января 1767 года заканчивалось первое правление Григория III Гика в Молдове.
О господаре-мученике Григоре Гика III известно немного в сравнении с Константином Брынковяну, который был канонизирован как местный святой Румынской Православной Церкви. Может быть, просто потому, что Гика Водэ III был включен в категорию фанариотов, и внимание к его достижениям и мученической смерти с самого начала было незначительным.
Как господарь Молдовы он проявил себя врагом Австрии и другом России, а интриги стали частью его борьбы против турок. В плане внутренней политики он урегулировал сбор налогов и положил конец злоупотреблениям. Он основал суконную фабрику в Кипирештах и в пане реорганизации образования построил школу при Митрополии. Благодаря принятым мерам ему удалось вывести страну к относительному процветанию.
Как и любой другой господарь фанариот, он становился правителем и Молдовы, и Мунтении. Григоре III Александру Гика был правителем Молдавии дважды: 18 марта 1764 – 23 января 1767 года и сентябрь 1774 – 1 октября 1777 года. Занимал трон Валахии с 17 октября 1768 до 5 ноября 1769 года.
Возвращается на трон Молдовы после заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году. В сентябре 1774 года он возведен на трон, а фирман о его назначении был доставлен в Яссы 9 октября 1774 года. Империя Габсбургов заключила тайное соглашение с Россией и в 1775 году получила от Османской империи Буковину. Господарь и бояре яростно этому сопротивлялись. Именно это ускорило конец господаря. Поскольку он сопротивлялся потере Буковины, австрийцы попросили турок свергнуть Гика Водэ. Турки отправили ко двору Григоре III посланника (капужиу), который и убил господаря 1 сентября 1777 года, к возмущению всей европейской общественности.
История убийства Гикэ Водэ
Вот как рассказывает о том роковом дне Михаил Когэлничану
Посланник Порты (капуджи-паша) остановился в Яссах в доме в Бейлике, районе, где проживали турки. В тайной комнате он держал совет с двумя боярами, которые подготовили покушение на Гика Водэ. Бояре стояли униженными, на коленях, на ковре, постеленном на полу далеко от дивана.
- Ну, бояре, - сказал он, наконец, резко оборвав молчание, - удалось вам заманить лису в капкан? Придет ли гяур?
- Придет, Ваша честь, - ответил один из бояр...
- Придет, эфенди, - добавил второй боярин.
Эти двое врачей (чужеземец Фотаке и румын Гаврилаке) пришли к визирю, который притворился больным, чтобы заманить в ловушку Гика, приводя его во двор Бейлика. Фотаке объяснял Григоре Гике: «Он болен, Ваша светлость, болен, ему и дня не осталось». Гаврилаке тоже не отставал: «Ваша светлость..., у него лицо бледное, его пульс был очень слаб. Но, пожалуйста, Ваша светлость, не ходите к нему, его глаза меня напугали». Гика, однако, не стал слушать ни врачей, ни мольбы и плача госпожи и княжон, ни намеков, которые ему делали, ни предупреждений друзей из Константинополя, ни совета господаря Валахии, Ипсиланти, ни даже Божьего знака, когда лошади остановились у ворот дворца Бейлика (лошади остановились без всякой причины, и «зря кучер ломал им ребра кнутом, зря слуги толкали их и тянули за повода, зря кавалеристы господарской стражи подталкивали их мечами – лошади стояли неподвижно»). Гика, возможно, избежал бы смерти, но будучи фаталистом, как и Цезарь в 44 году до н.э., «ослепленный судьбой, в своей безумной смелости не захотел видеть знак в стоянии лошадей; он спешился и пошел пешком до дворца». Там, после сурового приема, 40 вооруженных турецких стражников напали на него сразу. Битва была жестокой, но славной для господаря.
Как раз в эту минуту капуджи-паша достал черный шелковый платок и бросил его на плечи Гика с криком: «Свергнут! Предатель!» Господарь вскочил на ноги. Вистерник прокрался со спины и ударил его прямо между лопатками, нанеся смертельную рану. Гика взревел, как раненый лев, и вырвался. Тогда завязалась ожесточенная борьба: один против 40, голыми руками против 40 кинжалов. Но руки несчастного господаря, усиленные мужеством безнадежности, были страшнее кинжалов тех подлых слуг. Физически сильный господарь боролся со своими палачами, вырвал из рук одного кинжал, толкнул других, крепкими ударами свалил и убил восемь из них... Капуджи-паша все это время сидел на диване и смотрел спокойно на жестокую схватку, только подталкивая словами подлых стражников.
Конец: стражники подошли к господарю и вонзили в него все свои кинжалы. Акт беззакония был завершен. Гика пал мертвым возле окна, и турки закричали: «Аллах!». Тогда часы башни храма Трех Святителей пробили три с половиной часа ночи. Так умер Гика Водэ, жертва патриотизма и своей доброты. Его раздели догола и бросили во двор Бейлика. Состояние господаря было конфисковано, госпожа и княжны отправлены в рабство в Константинополь, а голова убитого несколько недель была выставлена на воротах дворца османского падишаха. Останки господаря Григоре III Александру Гика были захоронены в церкви Святого Спиридона в Яссах.
Источник:
- Еще несколько молдаван вернулись домой из Ливана
- В Кишиневе состоится грандиозный концерт Константина Московича, Тамары Гвердцители и группы ABBORN ©
- Правительство усиливает специальную защиту детей от вывоза за границу и незаконного удержания
- В Румынии идет снег: в некоторых местах толщина снежного покрова достигла 20 см
- Объявлено предупреждение о поездках в Болгарию
- В столице прошла сессия в рамках проекта YMCA Digital Media Hub Chisinau ©
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- 1598
- Население:
- 1996 чел.
Кирилень (Chirileni) – село и административный центр коммуны района Унгень. Кирилень – единственное село в составе одноименной коммуны. Село расположено на расстоянии 30 км от города Унгень и 108 км от муниципия Кишинев. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 1996 человек. Первое документальное упоминание о селе Кирилень датировано 1598 годом.
Комментарии
(0)