|
Молдаване участвовали в Грюнвальдской битве
Память далекого прошлого позволяет нам не только сохранить корни, но и гордиться делами своих далеких предков. История сберегла для нас страницу деяний наших воинов, память о нашей дружбе с соседями и совместную борьбу как свидетельство героизма и стремления к свободе.
Житель солнечного Кишинева, идущий вдоль улицы Александру-чел-Бун, некогда именуемой Золотой, затем Харлампиевской, а совсем недавно Стефана Великого, не сразу догадается, что прикасается не только к славному имени одного из наиболее уважаемых господарей Молдовы, к эпохе Александра Доброго, но и к важнейшим событиям истории Восточной Европы.
Самое большое политическое образование вЕвропе XIV в.
Благородный предок Штефана Великого прославил Молдову не только своей разумной внутренней политикой, но и участием Молдовы в одном из наиболее важных и судьбоносных событий всего средневековья - Грюнвальдской битве. Это сражение произошло 15 июля 1410 г. (недавно исполнилась очередная годовщина) между польско-литовско-русскими полками во главе с могущественным королем Польши Ягайло, великим князем литовским Витовтом (Витольдом) и не менее могущественным государством - Тевтонским орденом. В этой битве приняли участие и молдавские полки Александра Доброго, разделившие с поляками, литовцами и русскими славу победителей и почитание потомков.
В X в. Польша приняла христианство, а позже, при Болеславе Храбром (992-1025 гг.) стала королевством. Это было одно из самых значительных королевств Восточной Европы. Еще более усилила влияние польского королвского дома уния с Литвой (14 августа 1385 г.). Дочь Людовика I Анжуйского Ядвига 18 февраля 1386 г. вступила в брак с литовским князем Ягайло, тем самым заложив основу династии Ягеллонов, правившей позже в Польше и Литовско-Русском государстве. Литва официально была русско-литовским государством, и официальным языком делопроизводства там был русский. В этом государстве значительную часть населения составляли представители древнерусского населения, освобожденного литовскими князьями от монголо-татарского ига.
По условиям унии, Литва в 1387 г. приняла христианство и вошла в семью европейских народов как последнее принявшее учение Христа европейское государственное образование. Таким образом, было сформировано самое большое политическое образование тогдашней Европы. Хотя государства формально были самостоятельны, они были скреплены персональными униями.
Тевтонский орден
Корни же Тевтонского ордена уходили в эпоху крестовых походов рыцарей в Палестину. Это также было государственное образование, но не обладавшее монархической волей и троном. Им все это заменяли протекции Римских Пап, которые фактически негласно возглавляли эти государственные образования. Формально главой Ордена был Римский понтифик, Папа. Но его представлял великий магистр или гроссмейстер. В Палестине крестоносцы создали несколько таких орденов. Официально Тевтонский орден именовался Орденом святой Марии немецкой, или тевтонской, и, в основном, состоял из немцев. После потери Палестины, в 1211-1225 гг. Орден размещался в Трансильвании.
В 1225 г. польский князь Конрад Мазовецкий, воевавший против язычников пруссов, призвал Орден в свои земли в надежде вместе разбить неверные христианству племена. В качестве феода Орден получил Хельминскую землю. Позже Фридрих II особой грамотой пожаловал Ордену все земли, им впредь захваченные у язычников. В 1230 г. началась экспансия могущественного Ордена, а в 1237 г. он объединился с Орденом меченосцев.
Меченосцы стали автономным образованием внутри тевтонов, известным под именем Ливонский орден. В период наибольшего могущества земли тевтонов и ливонцев простирались от р. Нарва, включая о. Готланд и ряд территорий современных Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и России. Орден стал сильнейшим военным и политическим образованием. Влияя на судьбы северной и восточной Европы, он превратился в могущественную военную машину, направленную на продвижение католичества на восток.
В целом отметим, что миссия его была глубоко религиозной, но средства иногда превосходили и полномочия, и необходимость, и нормы морали даже того времени. Но это не было варварское образование, это была сила, которая считала, что правом Папы и служением делу Христа он, Орден, может вершить судьбы заблудших грешников. В ту эпоху это был вполне приемлемый мотив. Правда, с ним вряд ли могли бы согласиться полностью уничтоженные Орденом племена пруссов, ядвигов и других так называемых неверных-язычников.
И вот эта машина, состоявшая из аскетов монахов, воинов папского престола, понесла "свет веры" на восток. Забыв о союзе с Польшей, она вырвала у последней множество земель на востоке, и на долгие века значительную часть Поморья. Польша и Литва с переменным успехом боролись с Орденом. Объединение этих стран в унию создало угрозу Ордену. Он продолжал свою экспансию на восток. Вот обращение несчастных псевдоязычников-жемайтов к престолам Европы и Папе: "Послушайте нас, угнетенных, измученных. Выслушайте нас, князья духовные и светские! Орден не ищет душ наших для Бога, он ищет земель наших для себя. Он нас довел до того, что мы должны ходить по миру или разбойничать, чтоб было чем жить".
Грюнвальдская битва
Терпению жемайтов пришел конец. Их ждала судьба пруссов, покоренных ранее. В этот период великий князь литовский Витовт по соглашению отдал Жемайтию Ордену. В 1409 г. здесь сразу поднялось восстание. Шли переговоры Литвы и Ордена, но не удались, и в 1409 г., в Бресте, Ягайло и Витовт решили выступить единым фронтом против Ордена. Был намечен план похода на Пруссию. К нему присоединились отряды чехов во главе с героем Чехии Яном Жижкой.
Летом 1410 г. польские войска собрались в Вильборже. В Вильнюс стекались отряды литовцев, пришли русские полки из Полоцка, Витебска, Турова, Пинска, Смоленска, прибыли и 30 тыс. татар, союзных Витовту. Силы Ордена насчитывали 85 тыс. человек, треть составляли наемники. 9 июля польско-литовская армия перешла границу Ордена. Армию Ордена возглавил гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген.
И настало 15 июля 1410 г. В этот день после прошедшего дождя стояла ясная теплая погода. Командовавший поляками мечник (титул в Польше - лицо, носившее меч короля) Зындрам из Машковиц послал разведчиков для осмотра местности. Между Грюнвальдом и Танненбергом они увидели стоявших под палящим солнцем в непробиваемых латах колонны рыцарей. На холме Танненберга развивался стяг гроссмейстера Ордена - черно-золотой крест, в центре которого на золотом щите вышито изображение прусского одноглавого орла. Местность была покрыта холмами и оврагами. Ягайло в лагере поляков закончил богослужение и, облачившись в доспехи, приказал рыцарям привязать пучки соломы к шлемам и головным повязкам, как отличительный знак. Поляки двинулись к позициям, а над головой короля его знаменосец нес флаг с белым орлом в короне - государственным гербом Польши.
Союзники насчитывали 20 тыс. поляков и русских, 4 тыс. литовцев, жмудов, 3 тыс. чехов, моравов, силезцев, молдаван, 30 тыс. татар, 40 тыс. обслуги и артилерии. Против них стояли 20 полков крестоносцев во главе с командором Ордена Куно фон Лихтенштейном, 15 отрядов второй линии маршала фон Валленрода, вставшей затем левее; и резерв - 16 отрядов самого Юнгингена - главы Ордена. Наконец, польский король дал приказ: "Пароль - "Краков-Вильнюс!".
Король Ягайло поручил командование войсками князю Литвы Витовту. Над его хоругвями развилось знамя Литвы со скачущим всадником. Русские смоленские полки подняли красные знамена с белым крестом. По приказу Витовта татары бросились в атаку, одновременно вперед пошли и литовско-русские полки. Пушки немцев успели дать лишь два залпа. Валленрод повел тяжелую конницу.
"От взаимного удара копий, звона оружия и лязга ударявших мечей поднялся ужасный шум и треск. Он был слышен на несколько миль в окружности", - описывал сражение польский историк тех времен Ян Длугош.
Через час литовские хоругви стали отступать. Но в центре атаки Валленрода твердо противостояли русские полки во главе с внуком Дмитрия Донского Юрием Мстиславским. Ян Длугош писал: "В этом сражении... русские воины-смоляне, составлявшие три хоругви, упорно сражались и одни не приняли участие в бегстве, заслужив бессмертную славу..., сражались в рукопашную и вышли победителями, соединившись потом с польскими войсками".
В это время справа перешли в наступление отряды Лихтенштейна, но 17 хоругвей поляков Зындрама из Машковица встретили их. В первых рядах конной Краковской хоругви сражался самый сильный, прославленный польский воин - знаменитый Завиша Черный. Позже великий польский поэт и патриот Юлиуш Словацкий напишет про него известную драматическую поэму. Витовт сменил третьего коня, когда к пяти вечера хоругви второго крыла поляков отбросили крестоносцев Валленрода. Однако Лихтенштейн продолжал теснить своей тяжелой конницей союзников, тогда им на помощь пришел разобравшийся с Валленродом Зындрам.
Немцы стали отходить. К концу дня они стали стягиваться к лагерю гроссмейстера. Увидев это, Юнгинген повел в атаку резерв, стремясь задержать отход своих полков, разбитых ранее. Отряду тевтонов удалось прорваться к лагерю короля Польши Ягайло. Но король не испугался, он схватил копьё, его поддержали рыцари, они прикрыли короля. Вдруг раздались крики: "Литва возвращается!". Отряды литовцев, ранее оттесненные к озеру Любень, взяли с поляками и русскими Орден в клещи. Началось яростное избиение крестоносцев.
В этот момент литовский воин Божебут рогатиной выбил из седла гроссмейстера Юнгингена. Предводитель тевтонов, упавший на землю, был затоптан тяжелыми рыцарскими лошадьми. Окруженные рыцари стали вставать на колени и сдаваться. Те, кто бежал, попытались создать оборону в Вагенбурге силами остатков пехоты. Они скрепили повозки, ощетинившись копьями. Чехи Яна Жижки напали на них. За ними пришли польские отряды. Остатки Ордена, осознав поражение, бросились в беспорядочное бегство. Это было крахом столетней политики великого монашеского государства!
Так закончилась Грюнвальдская битва, прославившая все народы, принявшие в ней участие, а, главное, восславившая дружбу и сплоченность, которая еще раз доказала, что нет врага, которого не может разбить скованный в единое целое кулак братских народов.
Пришедший на смену войне мир
По старому обычаю победителей, союзные войска еще три дня стояли на поле брани. Многие крестоносцы были спасены от смерти, им была оказана медицинская помощь. Такова мораль тех времен, ибо рыцарь уважал своего оппонента. Таков был кодекс рыцарской чести. Пятьдесят один стяг Ордена и его городов достались союзникам. Послы многих народов двинулись к Ягайло с поздравлениями, хронисты зафиксировали посольства 22 стран и народов.
Пленные же, в большинстве своем, под честное слово, были отпущены. Всего при Грюнвальде погибли 18 тыс. человек. В их числе - магистр Ордена Юнгинген, маршал Валленрод, командор Лихтенштейн и 400 рыцарей. 30 тысяч осталось раненными и пленными. Союзники потеряли 3 тыс. убитых и 8 тыс. раненых. Лидер чешского народа Ян Гус писал Ягайло: "Наияснейший князь и превознесенный король... Где ныне два меча ваших противников? Воистину они поражены своими же мечами, при помощи которых покушались поработить смиренных... Все уничтожено!". Эти слова были словами радости, братской поддержки.
Великая битва, вызвавшая чувства радости доблестного Яна Гуса, закончилась Торуньским "Вечным" миром 1411 г. Орден выплатил 6 млн. пражских грошей, отказавшись от претензий на Жемайтию и польские города в Добжиньской земле. Конечно, много можно было говорить об этой грандиозной битве. Прошли годы, но Грюнвальдская битва и сегодня заставляет восторгаться могуществом, мужеством предков - поляков, русских, литовцев, молдаван и чехов.
Отметим, что достойно вели себя на поле битвы и тевтонские рыцари, ведь их мужество было также зафиксировано хронистами и историками того времени. Но история ценит победителей, особенно тех, на стороне которых было правое дело, а поляки, литовцы и их союзники защищали свои родные земли, своих жен и детей, свои поля, леса, сады, города, свою историю, память, дух и честь предков, и поэтому победа их славна вдвойне.
Великая Грюнвальдская битва - это, конечно, давно ушедшая эпоха. Ветер времени унес многое с тех пор. Но она заложила основы могущества государства Ягеллонов, затем Речи Посполитой. Шло время, Польско-Литовское государство стало самой большой страной континентальной Европы размером в 1 млн. км. Здесь развивались культура и духовность, книгопечатание и искусство. Многие века здесь зарождались культурные течения, процветало искусство поэзии, живописи. Мир узнал мазурку и краковяк, полонезы и гопак. Варшава была наряду с Парижом и Веной законодателем мод до конца XVIII в. Поляки с литовцами создали огромную империю, но она была лоскутной, т.к. мало что объединяло жившие в ней народы. Религиозные же распри окончательно довели ее до краха.
Взяв Москву, объединив Польшу, Литву, Украину, Белоруссию и часть русских земель, Речь Посполитая достигла своего апогея, а затем стала медленно хиреть и чахнуть. Но будет еще один триумф, когда Речь Посполитая отбросит от Вены турок, когда славный король Польши Ян Собеский победит армию могучей Оттоманской Порты, навсегда преградив ей путь в Европу. Там, на этих полях, погибнет цвет польско-литовского рыцарства, доблестной шляхты, потомков тех, кто хранил знамена Грюнвальда.
Уходят роды, люди и с ними в прошлое уходят государства. В конце своего существования Речь Посполитая - эта своеобразная королевская республика во главе с одним из самых просвещенных монархов своего времени Станиславом Понятовским примет первую в Европе и вторую в мире Конституцию (3 мая 1791), узаконив свободу и новые реалии, предвосхитив реформы и свободы будущего. Страна опередит время, но не врагов. Ее Конституция - это прощальный залп потомков-победителей при Грюнвальде.
После уничтожения последнего польского оплота - Краковской республики, оккупированной Австро-Венгрией в 1846 г., бесследно исчезнет в тайниках Вены знаменитое 51 знамя тевтонов их союзников, трофеи некогда могучих Ягеллонов. Но время медленно и тяжело сквозь ад средневековых битв и прелесть куртуазной морали, идет в будущее. Время судит все своим строгим судом.
А 15 июля 1410 г. окровавленные и усталые польско-литовско-русские рыцари стояли на закате солнца, осветившего их стяги. Их лица отражали гордость и радость людей, добившихся победы над могучим и уважаемым соперником. Эти люди кровью и потом на долгие века отстояли себе и потомкам свободу жить по заветам предков, по зову своей крови и своих богов и дарованной ими судьбы.
И нам отрадно знать и помнить, что в этой великой борьбе, в великой победе есть и наша частица, есть память о том, что молдавский народ и Молдавское княжество пришли на помощь своим северным братьям, не оставив их в трудную минуту. Мы можем гордиться, что в суровых испытаниях наши предки не запятнали своей воинской и мужской чести.
Источник:
- Еще несколько молдаван вернулись домой из Ливана
- В Кишиневе состоится грандиозный концерт Константина Московича, Тамары Гвердцители и группы ABBORN ©
- Правительство усиливает специальную защиту детей от вывоза за границу и незаконного удержания
- В Румынии идет снег: в некоторых местах толщина снежного покрова достигла 20 см
- Объявлено предупреждение о поездках в Болгарию
- В столице прошла сессия в рамках проекта YMCA Digital Media Hub Chisinau ©
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- 1602
- Население:
- 874 чел.
Бэрбоень (Bărboieni) – село и административный центр коммуны района Ниспорень. Бэрбоень – единственное село в составе одноименной коммуны. Село расположено на расстоянии 12 км от города Ниспорень и 85 км от муниципия Кишинёв. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 874 человека. Первое документальное упоминание о селе Бэрбоень (под названием Попешть) датировано 1602 годом.
Комментарии
(0)