|
Борозан: Городу нужно вернуть некоторые участки земли
И.о. главного архитектора объяснил, почему не выполняется Генплан Кишинёва.
Многие кишинёвцы считают, что у молдавской столицы вообще нет Генерального плана. Специалисты считают, что он устарел.
В декабре 2015 г. Кишинёвский муниципальный совет принял решение (по предложению фракции коммунистов и беспартийных) об актуализации Генплана Кишинёва. Оно обязывает главное управление архитектуры, урбанизма и земельных отношений провести тендер, чтобы выбрать разработчика проекта по актуализации Генплана и Плана по благоустройству территории столицы. Что в этом направлении делалось или делается? Об этом мы говорили с и.о. главного архитектора столицы Серджиу Борозаном.
- Последние изменения в Генплан были разработаны и одобрены муниципальным советом в 2007 г. В качестве дополнительного документа к нему в 2008 г. был утвержден регламент застройки. Раз в четыре года в Генплан необходимо вносить какие-то изменения, но его нужно реализовать. Для этого нужны средства и желание постоянно работать над улучшением жизни в городе. Однако отсутствие финансов не позволило многое реализовать из принятых решений в Генплане. В первую очередь это касается транспортной схемы, движения общественного транспорта, частного, хозяйственного.
- Что было самым главным в этой транспортной схеме?
- В ней были предусмотрены три транспортных кольца. Внешняя кольцевая дорога пролегала примерно от ул. Новобачойской, связывалась с одесской трассой, которая проходит от Балканского шоссе, и Хынчештским шоссе. Так как дорога находится за пределами города, то администрировать её должна Администрация дорог, которая относится к Министерству транспорта. У них есть технико-экономическое обоснование и какие-то проектные решения по этой кольцевой дороге. Насколько я знаю, ожидаются какие-то фонды на её строительство. То есть внешнее транспортное кольцо, хоть и в другом виде, но появится.
Историческая часть города должна была формировать внутреннее, центральное кольцо – ул. Албишоара, Михай Витязул, бул. Негруцци и ул. Матеевича. Но если ул. Матеевича расширить до нужных технических параметров, то одну сторону улицы нужно полностью снести. А там находятся исторические памятники. Поэтому невозможно строительство кольца, которое бы решило проблему движения транспорта именно в исторической зоне.
Второе, или среднее, кольцо было предусмотрено по ул. Гренобля, Куза-водэ, Мирча-чел-Бэтрын, Садовяну, Студенческой, по Старой почте до Телецентра через Буюканы. Это кольцо тоже чётко обозначено, но, если для ремонта одной улицы нужно много денег, то для строительства новых, естественно, ещё больше. А нам нужно было какие-то участки построить заново. Например, от ул. Мунчешть нужно было перейти на ул. Каля Басарабией (здесь должен был быть мост, но его нет). От ул. Каля Басарабией на Нижних Чеканах и дальше – на бул. Мирча чел Бэтрын тоже нужно было бы достроить участки улиц.
Ул. Думенюк не построена в тех параметрах, в которых должна была быть, она уже, чем надо. Фрагмента от ул. Дойна до Петриканской вообще нет, там есть только проселочные дороги. Потом от ул. Петриканкой, через парк La izvor должно было быть транспортное соединение с ул. Каля Ешилор - довольно большой кусок, который нужно построить заново. И от ул. Каля Ешилор надо проложить магистраль до ул. Василе Лупу и дальше - по полям до Хынчештского шоссе, т.е. это несколько десятков километров.
- Почему не выполняется Генплан?
- Одна из причин невыполнения Генплана заключается в том, что, когда вышел регламент застройки в 2008 г., он был утвержден для всех зон, кроме центральной, из-за того, что было не определено дальнейшее развитие бул. Кантемира (предлагалось его продлить). Поэтому не был завершен и регламент по содержанию и охране памятников, расположенных в исторической зоне центра города.
По закону, сначала мы должны утвердить концепцию транспортной схемы, и только потом можно будет внести изменения в Генплан. В 2011 г. институт Chişinău-project начал работать над комплексной транспортной схемой и над градостроительным планом центральной зоны. Эта работа была выполнена, согласно техзаданию, но не утверждена. Такие градостроительные планы должны получить положительный отзыв от министерств культуры, транспорта, регионального развития и строительства, АНМ и других институтов и пройти публичные слушания. Во время такого обсуждения прозвучало много замечаний. Предложения, высказанные на публичных слушаниях, мы вносим в наш план работы. Поэтому эти документы не дошли до муниципального совета. Плюс к этим двум работам ещё должно быть разработано техзадание для внесения изменений в Генплан.
Сформирована рабочая группа, в которую вошли советники КМС, представители заинтересованных министерств, государственных институтов (Chişinău-project, Urban-project, Rural-project) и архитекторы с большим опытом – всего около 30 человек. В ближайшее время эта группа будет собираться. Мы хотим, чтобы эта группа была в расширенном составе, чтобы представители всех фракций КМС с самого начала знали, что предлагается делать и что делается, чтобы потом было легче принять проекты в мунсовете.
Так как возникло очень много споров по поводу транзитной магистрали, которую предлагается проложить через историческую зону, в концепции транспортной схемы будет предложена альтернатива этой магистрали. Мы должны хорошо рассчитать, сколько транспорта допускается в центральной зоне и какого назначения. Может быть, в исторической зоне не должно быть больших объектов, где ежедневно скапливается много транспорта, возможно, их придется вынести за пределы центральной зоны.
- Есть мнение, что Генплан, актуализированный в 2007 г., не выполнен на 80%, кто-то говорит, что на 95%. Ваше видение?
- Реализация Генплана всегда рассчитана примерно на 15-25 лет. А актуализация его должна осуществляться через каждые четыре года. Раньше легче было решить все вопросы по воплощению этих решений в жизнь, но с переходом на рыночную экономику возникли сложности.
Во-первых, начиная с 1991 г., существовавший на тот момент Генплан стал считаться не действующим, потому что его нужно было утвердить заново. Во-вторых, в центральной части столицы многие земли были отданы в частную собственность, что стало ошибкой. Это нужно было сделать только после выполнения всех необходимых работ по строительству улиц, их расширению и т.д., потому что сегодня, когда надо что-то подобное сделать, мы сталкиваемся с правом на частную собственность. И хотя есть Закон об экспроприации, однако он не предусматривает всех юридических механизмов, особенно в городской застройке, когда нужно заставить людей расстаться со своей собственностью и им необходимо предложить что-то взамен. То есть надо сделать какие-то изменения в законодательстве. Службы примэрии должны подготовить предложения по его изменению и выйти на министерство и далее – на правительство и парламент.
Скоро будет принят Градостроительный кодекс, который обяжет все населенные пункты, как можно скорее, разработать градостроительную документацию. Без неё невозможно сделать какие-то кардинальные изменения в застройке. Чтобы город правильно развивался, примэрия должна полностью включиться в эти работы. В любом градостроительном плане центральной зоны примэрия должна принять самое активное участие. В первую очередь она должна определить охраняемые зоны, и все эти работы должны быть под её контролем.
Довольно много исторических зданий – памятников национального или местного значения – находится в частной собственности. На основании какого закона можно заставить их владельцев отремонтировать фасады и содержать здание, чтобы оно не разрушалось? В других странах всю наружную отделку берут на себя государственные службы. Например, во Франции владельцы памятников не имеют права ни окно заменить по своему усмотрению, ни даже форточку. Если на фасаде такого здания появились трещины и т.д., то специальная служба инспектирует его и ремонтирует. Переделки допускаются только внутри исторических зданий. А у нас невозможно заставить людей поддерживать внешний вид таких строений. Кроме того, реставрация стоит дорого, и сами частные владельцы могут её выполнить некачественно, т.к. для этого нужно поднимать проекты, фотографии и т.д.
В советское время много исторических зданий было отдано под квартиры. Там были произведены разные ремонты, которые никто не контролировал. Нужна большая работа для того, чтобы эти памятники привести в порядок и отреставрировать. В новом градостроительном плане центральной зоны уже есть регламент (правда, его тоже ещё нужно доработать) о том, как нужно оценить эти здания, инспектировать и содержать. Мы движемся, но медленными шагами.
- К транспортным кольцам будете возвращаться? Внешним кольцом теперь занимается минтранспорта, а остальные два появятся?
- Конечно, будем. За последние десять лет ситуация в городе изменилась. Количество транспорта выросло, наверное, в разы. Поэтому сейчас надо по-новому рассчитать транспортные потоки. Больше всего влияют на большое количество транспорта в центре города объекты, которые там размещены. В частности, много коммерческих объектов, куда люди приезжают на машинах. Плюс появилось много институтов, в том числе международных, о которых мы раньше и не мечтали. Поэтому будут предложены, может быть, какие-то альтернативные варианты, чтобы разгрузить центр.
Административные институты могут остаться в тех же зданиях, а деловой центр можно предложить разместить вблизи кольцевых магистралей и реки Бык. Мы вместе с министерством экологии работаем над проектом, который предполагает расширение русла и благоустройство реки Бык. Это необходимо сделать, потому что она превратилась в ручей, в ней много мусора. Это будет предусмотрено и в Генеральном плане. В его экономическом разделе будет записана очередность шагов по его выполнению. В городе накопилось очень много проблем. Поскольку невозможно решить их все одновременно, то мы решили сначала сконцентрироваться на Генплане в центральной части столицы и от неё идти на периферию.
Когда будет разработано и утверждено на муниципальном совете техзадание, тогда установим и сроки выполнения Генплана. Концепция изменений Генплана должна быть утверждена на муниципальном совете до конца года.
- А сколько потребуется времени, чтобы довести Генплан до актуального состояния?
- После утверждения концепции мы будем детально работать с тем, что касается ширины улиц, красных линий. Это много тысяч километров. Мы планируем данную работу на следующий год, чтобы выполнить её за год с учетом того, что у Chişinău-project-а уже есть наработки, и ему необходимо только сделать дополнения.
- Кроме транспортной схемы, что ещё должно быть в Генеральном плане?
- Для того чтобы Генплан реализовать, нужно ещё сделать зональные планы, потом детальные планы, в которых более подробно видно, что и как нужно изменить. Поэтому тот регламент застройки, который сегодня существует, тоже нужно изменить. Нужно учесть, что впервые в условиях рыночной экономики разрабатываются несколько разделов Генплана, которых в существующем документе просто нет. После массовой приватизации земельных участков в 2005-07 гг. в Генплане не была предусмотрена циркуляция этих участков земли – как они будут переходить из частной собственности в государственную. Теперь, когда более-менее стабилизировалась собственность на землю, в наших работах по градостроительным планам это будет учитываться и определяться, кто собственник и по какому механизму можно будет вернуть эти участки городу.
- Наверное, в зональных планах должно быть предусмотрено, где должны размещаться объекты соцкультбыта – детсады, школы, супермаркеты и т.д.?
- Они должны быть в Генеральном плане, а в зональных планах более детально подсчитывается количество населения, которое проживает в этой зоне и, может быть, в связи с этим нужно будет увеличить число детсадов и школ или расширить их.
- Часть детских садов приватизирована, и их больше нет. Когда будет актуализирован Генплан, получается, мы должны заново разметить места нахождения детских садов, ведь город нуждается в них?
- Было ошибкой то, что эти садики были отданы, но много из них было и ведомственных. Если предприятия исчезли, с ними обанкротились и эти детсады. Нужно создавать новые, может быть, уже не на 240, 360 или на 540 мест, а меньше.
- Для строительства детсада нужна приличная территория, к тому же частники не строят детские сады.
- Пока не строят. Но появляются частники, которые выкупают земли, просят градостроительный сертификат, авторизацию на строительство детских учреждений. Есть такие примеры. И их будет появляться всё больше.
- Как они должны разместиться на Генплане?
- Такой объект должен быть в этой зоне, но не в конкретном здании. Когда делается более детальный план, определяется и участок. Но может появиться экономический агент и предложить построить такой объект на своем участке. Тогда отпадает первый вариант.
- Но все хотят строить жилые комплексы, а не детские сады. Если бы на Генплане был запланирован детсад, и потом примэрия выставила на аукцион участок под застройку детского сада, это бы стимулировало появление таких объектов. А пока этого нет.
- Все диктует экономическая сторона. Поскольку появляется необходимость в детсадах, экономические агенты гибкие и очень быстро реагируют. Видимо, пока тормозят этот процесс и какие-то особенности в законодательстве, из-за которых новые частные дошкольные учреждения называются не детсадами, а какими-то центрами. Когда официально будет разрешено называть их детсадами, и будет выгодно их открывать, найдутся желающие их создавать.
- Как должно быть с большими торговыми объектами?
- В каждом секторе, районе должны быть коммерческие центры.
- Почему не за городом?
- Мы не можем их строить только за городом. Тогда люди на транспорте будут выдвигаться за город, а потом обратно. Зачем мы создаем лишнее движение, когда эти объекты можно расположить в районе?
- То есть Генплан должен предусматривать какие-то места для торговых объектов?
- Обязательно. Мы должны прекратить торговлю из бутиков на улицах и рынках. В каждом районе есть рынки. Получается, с одной стороны, жители против Kaufland-а и других агентов, а с другой - они против того, чтобы снесли эти будки. Если мы запретим такую торговлю, они начнут располагать магазины в первых этажах жилых зданий. Во всех городах мира первые этажи коммерческие, поэтому и у нас нет другого пути. Когда начинаешь запрещать торговлю на улицах, торговцы выходят на митинги и просят её не запрещать. Понятно, что людям нужно что-то зарабатывать, но нужно это делать как-то цивилизованно.
- Есть мнение, что в городе нет ни одного фрагмента, благоустроенного на высоком уровне, который не стыдно показывать туристам. Вы согласны с этим или у нас есть красивые места?
- Пока мало. Но попытки есть. Например, пешеходная улица.
- Говорят, она ужасная и бестолково сделана.
- Её пересекает транспорт, и качество брусчатки оставляет желать лучшего. Предлагается ул. 31 августа сделать пешеходной. Даже Посольство Франции с нами сотрудничает по этому проекту. Но сначала надо решить вопрос с движением транспорта в центральной зоне. Есть такие улицы, как Вероники Микле, которую запросто можно сделать пешеходной, или ул. Митрополита Варлаама. Центральную часть города - от Дома правительства до реки Бык мы должны благоустроить. Все эти нюансы будем предусматривать в новых градостроительных планах.
- Можно объяснить, почему у нас такая хаотичная, бестолковая застройка?
- Потому что люди владеют частными участками, и мы не имеем права им запрещать там строить.
- Но есть же красные линии, какие-то требования?
- Мы их придерживаемся. И все эти градостроительные нормы мы соблюдаем. Но, сегодня здесь появляется одно здание, там завтра – другое.
- А то, что они между собой не гармонируют?В нашем городе стало некрасиво.
- Приведем в порядок.
- Но ведь не снесешь то, что уже построено. У нас есть требования относительно того, что если стоит историческое здание, то рядом с ним должно строиться новое так, чтобы оно гармонировало со старинным.
- Такие требования есть, однако это зависит и от опыта наших архитекторов. Градостроительный совет утверждает проект, но есть и Закон об авторском праве. Если начинаешь архитектору говорить, что здесь не правильно, не тот стиль, не так сделано, то он имеет право жаловаться, потому что он как автор считает, что так лучше. Есть много объектов, которые не вписываются в окружающее пространство. Но есть и старые объекты, которым по сто лет, они построены в классическом стиле, а есть некоторые, стиль которых не понятен. Скорее всего, что это – народная архитектура. Мы не должны строить в том же стиле, что и старый соседний объект, мы должны строить в сегодняшнем. Но они должны вместе смотреться.
- Говорят, что город стал уродливым.
- Потому что строится не планомерно. Нужно взять одну зону в периметре каких-то улиц, сделать проект и её полностью отреставрировать или реконструировать. Тогда эта зона будет выглядеть в одном ключе. Если бы всё было в комплексе, то было бы нормально.
- А это реально – взять одну зону?
- Реально, потому что если взять любой квартал, даже в центральной зоне (особенно удобно в верхней части города, где квадратная схема) и ревитализировать его, выяснив, какие там есть памятники, определить охранную зону этих памятников, можно ли там строить или нельзя. А если можно, то какое здание, в каком стиле и что там должно быть. После этого проводится конкурс, определяется, кто будет проектировать и кто строить. Таким образом, когда в одной зоне определили, можно переходить к другой и т.д. Но проектное решение нужно для того, чтобы всё работало в комплексе. Все эти мероприятия в градостроительном плане центральной зоны мы собираемся учесть, каким образом всё это реализовать, и даже написать регламент.
Всё еще зависит и от финансов и политической воли, потому что чаще всего именно политическое желание мешает или, наоборот, стимулирует развитие. В данном случае мы ждём, что оно будет стимулировать. Общество в целом ждет, когда что-то изменится в этом городе. Мы тоже пытаемся и хотим это сделать.
- Спасибо за интервью.
Источник:
- Важное объявление для граждан Молдовы в Израиле, касающееся водительских прав
- Важное сообщение посольства Великобритании в Молдове
- Как отказаться от второго гражданства?
- Правительство организует ярмарку вакансий
- МИД выразил соболезнования в связи с гибелью гражданки Молдовы в результате теракта в Тель-Авиве
- Молдаванка погибла в результате теракта в Тель-Авиве
В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?
- Статус:
- Село
- Первое Упоминание:
- 1904
- Население:
- 302 чел.
Хрубна Ноуэ (Hrubna Nouă) – село в составе коммуны Таксобень Фэлештского района. Село расположено на расстоянии 29 км от города Фэлешть и 151 км от муниципия Кишинэу. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 302 человека. Село Хрубна Ноуэ было основано в 1904 году.
Комментарии
(0)