28 сентября 2017, 15:20 Авторская колонка views 4672
Стефан Садовников: Моя геральдика
28 сентября 2017, 15:20 Авторская колонка views 4672

Стефан Садовников: Моя геральдика

1. Геральдика как специальная историческая дисциплина в период советской власти

Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», подписанным В.И. Лениным и Я.М. Свердловым, а также последующими актами упразднялись погоны и ордена, национальный флаг государственный герб, гербы дворянства, городов, титулы, а вместе с другими учреждениями был упразднен и Департамент герольдии Правительствующего Сената. Большевики, отвергнув всю символику дореволюционной России, все же озаботились знаками и эмблематикой своей власти, и, разработав новые гербы, одновременно запретили изучение исторической дисциплины – геральдики. 25 июля 1939 г. в результате новой реорганизации Кабинет вспомогательных исторических дисциплин превратился в Архивный кабинет при центральных государственных архивах в Ленинграде. Известный геральдист В.К. Лукомский, переживавший все эти реорганизации, говорил, что в тот день в СССР прекратил свое существование специальный геральдический центр. Материалы из Архивного кабинета постоянно передавались в различные музеи и учреждения. Таким образом, геральдика как научная дисциплина надолго перешла у нас на полулегальное положение. И лишь усердие нескольких специалистов архивистов и любителей геральдического искусства спасло эту область науки и практики от полного забвения.

Все это не могло не сказаться на развитии советской государственной геральдики и геральдического мышления. Ведь эмблематика и геральдика – особый язык, и, если не учат им пользоваться, люди теряют возможность использовать это культурное наследие, зачастую проявляют геральдическую и эмблематическую безграмотность. Поэтому результат многих опытов геральдического творчества советского времени был печальным.

2. Геральдика на монетных эмиссиях

Работая художником-графиком с 1982 г. в Отделе этнографии в АМ МССР, мне как-то пришлось отрисовать огромное количество мелких серебренных средневековых молдавских монет «грош» для научной монографии по нумизматике. И тогда я задался вопросом – откуда появился этот герб с головой тура на аверсе монеты, а на реверсе – разнообразные династические гербы воевод. С этим вопросом я обратился к замечательному известному учёному нумизмату Нудельману А.А., в миру – Георгию Александровичу. И рассказал он, что геральдика как научная дисциплина вообще отсутствует в вузовской программе, что никто из ученых ею не занимается, потому что не принято изучать древнюю символику своих мест, городов, а тем более геральдику некогда бывших княжеств и государств, что вошли в состав царской империи, а позднее – в СССР.

Естественно, что нумизмат, лишь соприкасающийся с наукой о геральдике, не смог мне ответить на очень непростой вопрос, и я был «послан» им в академическую библиотеку, но предварительно он выдал мне карточку, на которой своим оригинальным почерком с левым наклоном написал три фамилии ученых и названия их работ.

Погрузившись в чтение этих трех авторов, конечно же, ничего о происхождении герба Молдовы я не обнаружил. Вскользь упоминалось лишь его описание. Но зато было множество ссылок на других авторов – историков, занимавшихся медиевистикой Балкано-Карпатского ареала. На очередной встрече Нудельман спросил меня, как идет моё чтение исторической литературы, и поведал поучительную историю о том, что в 70-х гг. была попытка исследования генезиса герба Молдавского княжества известным историком-медиевистом Полевым Л.Л., но впоследствии он прекратил эту работу, сказав, что все давно исследовано и написано румынскими и русскими исследователями в конце XIX – начале XX вв. Георгий Александрович посетовал, что я продолжаю читать историческую литературу, но, вместе с тем, посмеиваясь, подбадривал не бросать, говоря, что Бог знает, до чего я смогу дочитаться.

Я прочитал все статьи и монографии Полевого Л.Л., но понял, что автор, опубликовав научно-исторические исследования по археологическому прошлому Молдавии и Румынии, по эпиграфике, топонимике, антропонимике и нумизматике, посвятив вопросам этногенеза романских народностей, так ничего и не написал о геральдике Молдавского княжества.

Чтение меня увлекало, и я познавал науку геральдику.

3. Геральдика – краткая справка

Геральдика – один из видов изобразительного искусства, возникший в XII веке, после первого Крестового похода, как необходимость метить для различения яркими красками перед боем своих воинов, одетых в рыцарские доспехи и шлемы с узкой прорезью для глаз, так как обзор рыцаря в бою был минимальным. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Позднее эта символика стала усложняться, появилась графика щитов, оружия, дополнялась хищными зверями, химерами, птицами и цветами. Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до XVI века. Со временем были выработаны правила составления и описания гербов. Эти правила имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. За их соблюдением следили герольды.

Слово это происходит от немецкого Herald (Heeralt), то есть ветеран, как назывались в Германии в средние века люди, известные своей доблестью и храбростью и назначавшиеся для почетного присутствия на торжествах, турнирах и боях; на них первоначально возлагались обязанности следить за соблюдением обычаев рыцарства.
Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Оглашение герольдом герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели.

Сначала гербы были личными знаками рыцарей, участников крестовых походов, превратившиеся потом в наследственные, родовые. В дальнейшем они стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов, государств. Основой большинства гербов служат щиты. Они бывают разной формы. Треугольный щит называют варяжским, овальный – итальянским, квадратный, слегка закругленный снизу – испанским. Наибольшее распространение получил так называемый французский щит – четырехугольный, заостренный книзу. В знаковой системе геральдики используются два металла – золото и серебро (изображающиеся соответственно желтым и белым цветами). Кроме желтого и белого, в геральдике используют пять цветов, которые принято называть финифтями: красный, голубой, зеленый, пурпурный, черный. Цвету придавали символическое значение, причем толкований было великое множество. Наиболее распространенные перечислил французский геральдист XVII в. П. Асельм: «Золото означает христианские добродетели – веру, справедливость, милосердие и смирение – и мирские качества – могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро символизирует чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств – благородство, откровенность, белизну. Красный цвет – любовь, мужество, смелость, великодушие; черный – осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях; синий – целомудрие, честность, верность и безупречность; зеленый – надежду, изобилие, свободу и радость. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Есть и другие значения: красное поле – кровь, пролитая за церковь или государя, синее поле – небо, зеленое – луговая трава, черное – мрак, печаль. На щитах гербов можно увидеть самые разные изображения. Кроме геральдических фигур (разнообразные деления щита, кресты) используются негеральдические (человека, животных, птиц, рыб), символизирующие те или иные добродетели рыцаря. Самую загадочную для современного человека группу составляют легендарные, или фантастические фигуры (кентавр, сирена, единорог и тому подобное). Дополнительными фигурами герба являются шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели, девизная лента, мантия и сень. Геральдист XVII в. Клод-Франсуа Менестрье в своем трактате «L' art du blason» сравнивал геральдику с энциклопедией. Он находил в ней свою особую теологию, объясняющую ее таинственные символы, свою философию, рассматривающую свойства ее эмблем, свою юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом, далее геометрию, описывающую ее фигуры и расположение их, историю – их происхождения и причины, наконец, географию, указывающую страны возникновения геральдики, и грамматику, разъясняющую ее своеобразный язык. Известный русский геральдист В.К. Лукомский добавлял к этому списку «... еще близко связанную с геральдикой область свободного творчества – искусство».

4. Геральдика на монетных эмиссиях впервые в академическом сборнике

Погрузившись с головой в научную литературу, посвященную истории княжеств Валахии и Молдовы, описаниям их государственных гербов, изучив всю их геральдическую символику вместе с сопредельными государствами и княжествами, и дорисовывая гербы с древних молдавских монет, в итоге я набросал свою первую статью к концу 1986 года. И все же мне было очень странно, что никто из ученых не занимался исследованием такой интереснейшей темы – геральдики вообще, а государственной и подавно. Но я был не до конца осведомлен. Как-то Нудельман сообщил мне, что с появлением гласности стали появляться первые работы по геральдике. Одним из первых исследователей в СССР в новые времена гласности была Соболева Н.А., изучавшая специальные исторические дисциплины: сфрагистику, нумизматику, генеалогию, старую и современную символику России и СССР. Работы Соболевой «Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв.», «Старинные гербы российских городов», изданные в 1985 году, были для меня очень познавательны и полезны для осмысления. Нудельман, прочитав мою статью и узнав, что есть возможность ее публикации в академическом сборнике, как опытный человек в науке и чрезвычайно осторожный, категорически настоял изменить название. Зная отношение советской власти к истории республики, он запретил мне использовать в названии термин «генезис» и предложил весьма обтекаемое – «Некоторые наблюдения над изображением герба Молдавского государства конца XIV – начала XVI в.».

В процессе исследования генезиса государственного герба княжества Молдова по многочисленным эмиссиям монеты «грош» и господарским печатям, начиная с первых появлений геральдических знаков рода Мушат, мною было сделано следующее и многое исследовано впервые:

1. Геральдический образ древнего тура, символизирующего мощь и независимость возникшего Молдавского княжества, был исследован на стыке нескольких научных дисциплин, включая фактологическую историческую атрибутику (монеты, печати, знамена), всю научно-исследовательскую литературу по истории Молдовы и сопредельных княжеств, эпиграфику, этнографию древних молдавских песен и обрядов, древнее изобразительное искусство на территории древней Молдовы и всего окружающего Балкано-Карпатского ареала, а также многочисленные записи легенд о происхождении Молдовы, сделанные намного позднее под руководством княгини Елены Волошанки при дворе царя Ивана III и в настоящий момент хранящиеся в архивах Румынии, Польши, России и Германии.

2. Проведена типология изображения древнего тура на государственном гербе молдавской монеты всех сменяющихся господарей семьи Мушатинов, что в дальнейшем облегчила работу археологам по определению найденных молдавских монет при раскопках. Также был исследован тип латинского шрифта на круговых легендах монеты «грош».

3. Исследовано и доказано происхождение первого мастера геральдиста первых монетных эмиссий и первой печати Петра I Мушата. Этим самым было опровергнута масса гипотез историков Королевской Румынии и современной Румынии, историков царской России, историков МССР и советских ученых, занимавшихся генезисом и попыткой доказательств зарубежного влияния на возникновение молдавской монеты как таковой. Отметим, что этой проблемой в АН МССР занимался известный историк, доктор исторических наук Полевой Л.Л.

5. Геральдика в новые времена

Моя первая статья, пройдя долгое время через горнило неприятия тематики, при огромном содействии Нудельмана А.А. всё же была опубликована в 1989 году в научно-исследовательском сборнике АН МССР в издательстве «Штиинца» под названием «Памятники древнейшего искусства на территории Молдавии». Сложность публикации моей статьи сопровождалась нежеланием руководящих советских органов Академии Наук появления подобных исследований. В академическом сборнике, в аннотации ответственного редактора, о моей статье было написано весьма кратко и обтекаемо: «Сборник завершается работой С.П. Садовникова, в которой анализируются элементы оформления средневекового герба, их временная эволюция и отражение на монетах».

На волне возникшего Народного фронта моей статьёй заинтересовались чиновники кабинета первого президента независимой Молдовы. Посетив меня, они сказали, что они наслышаны о моей большой научной работе и попросили мою статью для ознакомления, пообещав пригласить для работы в созданной геральдической комиссии по разработке государственного герба.

И вот весной 1990 года Верховный Совет МССР объявил конкурс на создание нового государственного герба взамен герба Молдавской ССР. 12 мая 1990 года было назначено жюри конкурса, в которое вошли 13 депутатов, в числе которых Мирча Снегур, Ион Боршевич, Николай Дабижа и другие.

Естественно, особенно осторожно следовало бы подходить к решению вопросов государственной геральдики, в том числе к государственным и национальным флагам, гербам, эмблемам, работа над которыми развернулась лишь с возникновением интереса к прошлому своей республики и народа в 1989 году.

На конкурс было представлено 130 работ, выполненных ста художниками. Цветные фотографии шести лучших работ зачем-то повезли в Бухарест, в государственную комиссию по геральдике. Меня к конкурсной работе по созданию герба независимого молдавского государства не пригласили по вполне понятным причинам. И стало ясно, что выбор герба без мнения и нажима Бухареста не обойдется. В Бухаресте был доработан вариант герба с орлом, предложенный художником Георгием Врабие совместно с вице-председателем комиссии по геральдике румынским ученым, специалистом по древнему оружию Марией Догару. Она стала соавтором герба с орлом по общей концепции и вопросам теории.

Вот как сам господин Врабие рассказывал об идее введения румынского герба в правовое поле Молдовы в одном из интервью: «...В отделе культуры и идеологии Центрального комитета, под руководством Евгения Соболя была организована конференция, на которую пригласили 20 ученых и 7 художников. Все ученые придерживались мнения, что нужно вернуться к гербу времен Штефана Великого. Во время дискуссии г-н Лучинский, который в то время был руководителем Центрального комитета, спросил: «А каково мнение господина Врабие?». Я тогда ответил: «Мы не можем вернуться в средневековый период, поскольку геральдика и наука продвинулись в своем развитии, и мы должны принимать во внимание произошедшие изменения. Мы обязаны начать с межвоенного периода, когда существовал герб Великой Румынии, где на щите был изображен золотой орел со скрещенными лапами, на груди которого находились эмблемы с символами провинций, в том числе: Валахия – орел, Молдова – голова быка и так далее. Именно отсюда мы должны взять два элемента – орла и голову быка». Но ни один из ученых меня не поддержал...».

Теперь становится понятно, почему господина Врабие не поддержал ни один ученый. Да потому, что господин Врабие и его закулисные хозяева пытались подменить корни молдавского народа, исходящие из великой истории молдаван, на валашские, румынские, которые к молдавскому народу не имеют никакого отношения. Известно, что первые два тура конкурса закончились безрезультатно. Победителем третьего тура стал вариант – молдавский средневековый герб в обрамлении дубовых ветвей, увенчанный короной из колосьев, представленный группой художников под руководством Семена Одайника. Но на заседании молдавского парламента, находящегося под контролем унионистов первой волны, герб Одайника был отвергнут, а дорогу на этом же заседании открыли трижды не принятому специалистами гербу Г. Врабие. В итоге заседанием парламента был назначен дополнительный, четвертый тур конкурса, а точнее – фарса, в котором, после утверждения румынского триколора в качестве государственного флага, победитель первых 3-х туров, Семен Одайник уже участвовать отказался. Что касается румынского триколора, то существующая тогда власть унионистов однозначно уведомила всех участников геральдического конкурса, что молдавским флагом будет именно румынский триколор, как флаг всех румынских государств. Следовательно, румынский триколор и герб с валашским орлом были приняты на заседании простым голосованием.

Ключевые слова:

символ , история

Комментарии

 (0)
 
*
Не менее 3 символов, только латинскими буквами

*
Код Антиспам:

В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?

Населенные пункты Молдовы
Статус:
Село
Первое Упоминание:
1856
Население:
1203 чел.

Кукоара (Cucoara) – село и административный центр одноименной коммуны района Кахул. В состав коммуны входят населенные пункты Кукоара и Киркань. Село расположено на расстоянии 18 км от города Кахул и 155 км от муниципия Кишинев. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 1203 человека. Первое документальное упоминание о селе Кукоара датировано 1856 годом.

Библиотека
Электронная библиотека сайта www. moldovenii.md – содержит книги, документы, аудио и видео материалы по молдавской истории и культуре.