26 марта 2016, 11:25 Авторская колонка views 36321
26 марта 2016, 11:25 Авторская колонка views 36321

Сфатул Цэрий предал молдавский народ

История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй − в виде фарса.

Повторы в истории. Сфатул Цэрий 1. Сфатул Цэрий 2?

Зачем нам Сфатул Цэрий 2, если первый спровоцировал неоднозначное к нему отношение из-за предательства по отношению к молдавскому народу. Он создал Народную Республику Молдова (2 (15) декабря 1917 г.), чтобы уже 27 марта 1918 года так называемая элита, которая «знала», видимо, лучше, что необходимо этому народу, проголосовать за «условное» объединение с соблюдением нескольких очень важных требований для населения, а спустя всего несколько месяцев отказаться от них, в пользу «безусловного» объединения, уже не ратуя за автономию.  

Почему же ни тогда, ни теперь не прислушиваются к чаяниям народа этой страны? Почему народу не было позволено свободно высказать свое мнение на плебисците-референдуме по вопросу объединения?

Сегодня очень популярна практика искажения истории, которая, оказывается, является отличным методом управления, очень действенным рычагом для манипулирования сознанием каждого человека. Не зная своих корней, не зная исторической действительности, мы с вами формируем неправильное представление о собственной жизни и о нашей действительности. Мы живем по законам, выгодным государству и ведем себя соответственно. Искажение истории сегодня – это реальность, о которой большинство из нас даже не подозревает. Как верно отмечал Пол Верховен: «У мира больше нет такой науки, как история. Сегодняшняя история − это ловкое средство для манипуляций, которое подается в ограниченных количествах и которое каждый раз сообщает ту малую часть, которая необходима в данный момент для конкретных целей».

С какой целью сегодня манипулируют умами нашего народа?

Для полноты картины совершим экскурс в историю.

Сфатул Цэрий (Sfatul Ţării — Совет края, Совет страны) — краевой орган государственной власти в Бессарабии  во главе с председателем. Исполнительный орган — Совет генеральных директоров (Директорат); издавалась газета «Сфатул цэрий».

История формирования. Состав. Хроника событий. Сфатул Цэрий был частично сформирован на Военно-молдавском съезде, открытие которого состоялось 21 ноября (4 декабря) 1917 года. Было избрано 44 депутата  из солдат, 36 депутатов от крестьян, 58 депутатов были избраны комитетами провинций, а также из профессиональных ассоциаций. Из 156 депутатов: 105 были молдаванами, 15 − украинцами, 14 − евреями, 7 − русскими, 2 − немцами, 2 − болгарами, 8 − гагауз, 1 − поляком, 1 − греком и 1 − армянином.

Первое заседание Сфатул Цэрий состоялось 21 ноября (4 декабря 1917), его председателем был избран Ион Инкулец. Сфатул Цэрий созывался два раза, были проведены две сессии (83 пленарных заседания и 2 закрытых заседания). Первая сессия была подготовлена Организационным бюро Сфатул Цэрий и прошла 21 ноября 1917-28 мая 1918, а вторая сессия была созвана Высоким королевским декретом и прошла 25-27 ноября 1918 года.

После того как 2 апреля 1918 года Ион Инкулец подает в отставку и уходит с поста председателя Сфатул Цэрий, будучи назначен министром без портфеля Бессарабии, президентом Сфатул Цэрий становится Константин Стере (2 апреля 1918 - 25 ноября 1918 г.), а после него − Пантелеймон Халиппа (25-27 ноября 1918 г.).

В сложившейся непростой ситуации внутри страны и за ее пределами, в том числе из-за беспорядков в сельской местности, а также из-за курса Центральной Рады Украины на независимость и экспансионистских намерений по отношению к территории Бессарабии, Сфатул Цэрий был вынужден принять срочные меры. Так, 2 (15) декабря 1917 года он принимает декларацию, провозглашавшую образование Молдавской Народной Республики.

Депутаты Сфатул Цэрий проинформировали официальной телеграммой правительство в Петрограде. Новая республика была признана Петроградским советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Советом Народных Комиссаров во главе с Лениным. Но делалась существенная оговорка: гарантировать Сфатул Цэрий поддержку в тех его начинаниях, которые будут направлены на воплощение  в жизнь народов Бессарабии постановлений 2-го Всероссийского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, декретов о земле и мире.

7 (20) декабря 1917 года был организован Совет генеральных директоров, состоящий из девяти министров во главе с П. Ерханом. Были назначены комиссары в уездах, были сделаны попытки создать армию и комитеты по составлению законов. Однако Сфатул Цэрий не располагал ни административными, ни финансовыми возможностями для поддержания общественного порядка в республике. Тем временем возросло влияние Советов.

Крестьяне Бессарабии к этому времени уже распределили большую часть помещичьих и монастырских земель, а ленинский декрет легализовал их действия. Поэтому об отделении от революционной России они и думать не хотели. Для помещиков последней надеждой остановить экспроприационный передел земель стала попытка побудить лидеров Сфатул Цэрий прекратить «аграрные беспорядки», и Сфатул Цэрий в декабре 1917 года не раз официально высказывался категорически против конфискации и распределения имущества помещиков и грозил карами. Это привело к падению его рейтинга среди крестьян.

В этих условиях лидеры Сфатул Цэрий начали вести переговоры с румынским правительством о введении войск в Молдову. Категорически против  выступает социалистический блок, так как они считали, что с румынской армией придут королевские порядки. Это вызвало кризис: пять  генеральных директоров СЦ прорумынской ориентации подали в отставку, выразив недовольство политикой колебавшегося П. В. Ерхана. Сведения об этих переговорах просочились, что вызвало массовый протест населения.

Необходимо отметить, что со дня создания Сфатул Цэрий было очевидно соперничество между молдофилами и румынофилами. Первые выступали за соблюдение принципов, принятых Съездом молдавских военных согласно Декларации Сфатул Цэрий от 02.12.1917 о провозглашении Молдавской Народной Республики. Румынофилы:  И. Пеливан, Т. Ионку, А. Крихан, Пан Халиппа и др.,  завербованные внешними силами, – продвигали,  сначала  тайно, идею  включения Молдовы (Бессарабии) в состав Румынского Королевства. И все же большинство членов Сфатул Цэрий, надо отдать им должное, были настоящими патриотами и ратовали за лучшую участь своей страны.

 Не дожидаясь завершения переговоров 7 декабря 1917 года, под предлогом закупки продовольствия два полка румынской армии пересекли Прут, заняли город Леова и несколько приграничных сёл. Большевики кишинёвского гарнизона смогли выставить заслон румынским войскам, а революционно настроенные солдаты взяли под контроль приграничную станцию Унгены.

20 декабря в Кишинёве и других городах были распространены прокламации, разоблачающие деятельность Сфатул Цэрий и обвиняющие его в продаже Бессарабии Румынии. Правительство МНР отвергало эти обвинения. 21 декабря в «Бессарабской жизни» была опубликована информация, что «сёла Погэнешть, Сарата Рэзешь и Войнешть окружены румынскими армиями, которые стреляют по населению». Резолюции, выражавшие протест против ввода румынских войск, опубликовали многие общественные организации, включая крестьянские съезды Хотинского и Бельцкого уездов, второй съезд Румчерода и другие.

Внешние обстоятельства, которые способствовали объединению. Главные решения принимались не в Бессарабии. После ленинского декрета о мире на фронтах восточного направления от Балтики до Черного моря заключаются соглашения о перемирии на неопределенный срок. Румынскому королю это очень не нравилось: в стране начался процесс демократизации, революционеры могли взять власть. Положение осложнялось тем, что Румыния на две трети была захвачена кайзеровскими войсками. Была идея поменять резиденцию румынского короля Фердинанда. В Одессу переехали многие предприятия и некоторые правительственные учреждения.

В то же время русская армия была все больше деморализована, части снимались с довольствия, солдаты самостоятельно покидали фронт. Румынская армия придерживалась одной идеи – защитить то, что сохранилось от страны. В этих условиях правительство Румынии идет на тайные переговоры с представителями германского и австрийского кайзеров. Немцы хотят Северную и Южную Добруджу, Прикарпатские области. Германия добивалась того, чтобы Румыния передала в руки немецких торговых обществ нефтяные промыслы, железные дороги и гавани и поставила свои финансы под контроль Германии. В декабре 1917 года в качестве компенсации за отобранные территории представители Германии и Австро-Венгрии предлагают Румынии: почему бы вам не взять Бессарабию!

Завершающий акт. 28 декабря 1917 года на заседании Сфатул Цэрий П. Ерхан ставит на голосование в крестьянской фракции вопрос о необходимости ввода румынских войск якобы «для борьбы с анархией, охраны продовольственных складов, железных дорог и заключения иностранного займа». Это предложение было принято большинством голосов (38).

8 января румынские войска начали наступление на северные и южные районы Молдавской Народной Республики. Силы были неравные, и после нескольких дней кровопролитных боёв революционный штаб покинул Кишинёв, а 13 января город заняли румынские войска.

15 января Сфатул Цэрий по инициативе И. Инкулеца провёл торжественное заседание в честь приёма румынского генерала Е. Броштяну. В своих заявлениях Сфатул Цэрий убеждал население, что румынские войска пришли лишь для борьбы с анархией и охраны железных дорог и складов.

22 января 1918 года министр П. Ерхан информировал Сфатул Цэрий, что Украинская Народная Республика провозгласила независимость. На заседании в ночь с 23 на 24 января, в условиях дислокации на территории республики румынских войск Сфатул Цэрий провозгласил независимость. В декларации о независимости провозглашались демократические права и свободы, равенство народов, передача земли крестьянам и т.д.

C 13(2) января по 27 марта (9 апреля) 1918 пятеро депутатов Сфатул Цэрий, выступавших против присоединения Бессарабии к Румынии (Рудьев, Катарос, Прахницкий, И. Панцырь и П. Чумаченко) были расстреляны по приказу румынского военного командования. Многие депутаты, опасавшиеся подобной судьбы, бежали из Бессарабии, остальные тоже боялись за свою жизнь.

27 марта(9 апреля) 1918 года на заседании Сфатул Цэрий был поставлен вопрос об объединении Бессарабии с Румынией. Во время голосования здание, где заседал Сфатул Цэрий, было окружено румынскими войсками с пулемётами. На самом голосовании присутствовали румынские военные власти. Необходимо отметить, что в зале находилось в несколько раз больше румынских солдат, чем членов Сфатул Цэрий. Голосование, вопреки протестам некоторых депутатов, было открытым, а не тайным. Представители немецкого, болгарского и гагаузского меньшинств заявили, что в этом вопросе воздерживаются от голосования. Представитель крестьянской фракции В. Цыганко и представитель Русской культурной лиги А. Грекулов заявили, что вопрос объединения можно решить только путём всенародного референдума. Однако к их аргументам не прислушались, и было проведено открытое поимённое голосование.

Из 135 присутствующих депутатов 86 проголосовали в пользу Унире, 3 проголосовали против и 36 воздержались, 13 депутатов отсутствовали.

В ноябре началась подготовка к мирной конференции в Париже, на которой Румыния намеревалась добиться международного признания объединения. Румынское правительство организовало созыв Сфатул Цэрий с целью принятия решения о безоговорочном объединении Бессарабии с Румынией, и уже без каких бы то ни было условий об автономии. Перед открытием Сфатул Цэрий генеральный комиссар Бессарабии, генерал Войтяну пригласил депутатов, и убеждал их отказаться от автономии.

На заседании 25-26 ноября 1918 года, в отсутствии кворума, 36-ю голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии, ликвидировавшее все условия акта от 27 марта 1918 года. Вскоре после принятия этого решения Сфатул Цэрий прекратил своё существование.

Несколько выводов о правомочности данного органа. Сначала, 27 марта 1918 года, Сфатул Цэрий принял постановление об «условном» присоединении Бессарабии к Румынии, а уже 27 ноября 1918 года заявил о «безусловном» присоединении, после чего и был распущен решением короля Румынии. Спорность подобного акта как с точки зрения международного, так и с точки зрения административного права очевидна.

Во-первых, Сфатул Цэрий не представлял интересов всего населения региона и, следовательно, не мог решать территориальные вопросы самостоятельно. Из 162 депутатов на заседании, принявшем решение о присоединении к Румынии, присутствовали 46 депутатов, 36 из которых проголосовали «за».

Во-вторых, Сфатул Цэрий не являлся парламентом. Де-факто и де-юре молдавской или бессарабской республики не существовало: конституция республики так и не была принята, существовал лишь ее проект и он, конечно, предусматривал, что: «Молдавская республика является независимым и неделимым государством, чья территория не может быть отчуждена». Но это был всего лишь проект, а «парламент» (Сфатул Цэрий) и «правительство» МДР (Директория) контролировали лишь малую часть края, да и то символически. Ни одному юристу не удастся доказать, что Сфатул Цэрий являлся парламентом, так как он не избирался равным, тайным, прямым и всеобщим голосованием населения.

В-третьих, Сфатул Цэрий не имел международного признания и, таким образом, не мог участвовать в определении границ послевоенной Европы. Этот акт не был признан Советской Россией, что было естественно, США и Японией, а Европа признала этот акт только в 1921 году. Почему? Официальная позиция США: при присоединении Бессарабии не были соблюдены демократические нормы. В том же, что касается европейских стран, то для них не было ясно, кто победит в гражданской войне. Имея свои обязательства перед царской Россией, руководители ведущих стран Европы, в случае победы Белой Гвардии, должны были согласиться с тем, что данная территория – часть России. Поскольку этого не произошло, они официально признали присоединение только после окончания гражданской войны в России и победы большевиков.

Непредвзятый анализ событий и причин данного решения Сфатул Цэрий указывает на большую дилемму, стоящую перед Молдавской Демократической Республикой в январе-марте 1918 года. Многие историографы и политологи считают, что решение о присоединении Бессарабии к Румынии было спровоцировано в открытую великими державами, воевавшими в Первой мировой войне, в качестве наказания Советской России.

Некоторые румынские престижные политики и дипломаты не раз подчеркивали отсутствие правомочий военных и политических действий румынских властей в том, что касается «бессарабской проблемы».

Н. Титулеску в своем письме, адресованном румынскому королю Карлу II, писал о проблеме Бессарабии: «Самоопределение, собственно говоря, является плебисцитом. Для того чтобы получить власть, плебисцит должен проводиться в условиях свободы. Поэтому там, где он проводился, порядок обеспечивали именно международные силы, а не  военные или другие заинтересованные стороны».

Как признавал известный румынский историк Николай Йорга, «генерал Броштяну переправился через Прут и провинция Бессарабия... превратилась в соответствии с нашими ожиданиями в оккупированную военным путём территорию».

Известный американский исследователь Чарльз Кинг также считал, что «статус Бессарабии в рамках Великой Румынии никогда не был обеспечен каким-либо международным договором… Поскольку Япония никогда не ратифицировала этот договор, а Соединённые Штаты и Россию даже не пригласили его подписать, он так и остался документом, не имеющим какого-либо юридического значения».

Итоги. Из вышеизложенного следует, что Сфатул Цэрий не имел полномочий принимать решение об объединении, его задачей было временное управление МДР и созыв учредительного собрания.

Известный меморандум, адресованный королю Фердинанду I, написанный спустя 6 лет вчерашними сторонниками Унире, требующими прекратить проводимую в Бессарабии политику, восстановить автономию и т.д., является лучшим доказательством нецелесообразности объединения.

Сегодня мы повторяем, получается, невыученный исторического урок. Выходит, на этот раз нам нужен фарс?!

Неужели наша страна находится вновь под властью тайных и явных унионистов, которые представляют разные партии, движения и активно манипулируют преступными, на наш взгляд, идеями о «временности» суверенной и независимой Республики Молдова?!

Сфатул Цэрий-2? Подрыв государственности!

Разве мы, граждане этой страны, недостаточно зрелы, чтобы понять, куда нас толкают?!

Мы опять, как много лет назад, все делим народ на патриотов и предателей, и никто не в силах отличить одних от других. Кто предатели, а кто истинные патриоты, опять же рассудит история! Ведь «против настоящей истории нет аргументов». А нам с вами необходимо созидать во благо нашей страны – Республики Молдова! 

Серафим Пимен

Ключевые слова:

история , Сфатул Цэрий , народ

Комментарии

 (1)
 
*
Не менее 3 символов, только латинскими буквами

*
Код Антиспам:

В контексте запуска программы «Европейское село», какие насущные потребности имеются в вашем населенном пункте?

Населенные пункты Молдовы
Статус:
Село
Первое Упоминание:
1603
Население:
1699 чел.

Брэвичень (Brăviceni) – село и административный центр коммуны района Орхей. Брэвичень – единственное село в составе одноименной коммуны. Село расположено на расстоянии 19 км от города Орхей и 63 км от муниципия Кишинёв. По данным переписи 2004 года, в селе проживало 1699 человек. Первое документальное упоминание о селе Брэвичень датировано 1603 годом.

Библиотека
Электронная библиотека сайта www. moldovenii.md – содержит книги, документы, аудио и видео материалы по молдавской истории и культуре.